annutta_12 (annutta_12) wrote,
annutta_12
annutta_12

Categories:

Помпеи - влияние прошлого на настоящее

От посещения Помпей осталось двоякое ощущение. Первое, что поражает, когда входишь в город - высочайшая организация городской жизни. Ровные улицы, вымощенные довольно плотно пригнанными плитами, с тротуарами по бокам - такое есть не в каждом городе Подмосковья. Но с другой стороны, Помпеи уже насчитывали около пятисот лет в то время, когда произошло извержение, и весь предшествующий опыт был усвоен и переработан во всё то, что восхищает в жизни римлян две тысячи лет назад. Поэтому неправомерно сравнивать Западную Европу с Россией, в которой римляне себе жизни не могли бы и представить, прежде всего в связи с суровым климатом. После посещения Помпей не остаётся сомнений в огромном преимуществе тех райнов Европы, которые получили в наследство достижения римской цивилизации. Ведь культура строительства дорог, просвещение, система выборной власти - это всё основы римской жизни. И просто поразительно то, что Россия, отстававшая в начале двадцатого века от Европы лет на пятьсот, всё же за двадцатый век смогла сделать огромный скачок вперёд и в обеспечении доступного образования, и в строительстве доступного тёплого жилья с водопроводом и канализацией. Остаётся надеяться, что и с дорогами нам удастся когда-нибудь догнать Европу.
До посещения Помпей я никак не могла прочувствовать эти достижения римлян. Они казались мне более примитивными и грубоватыми. Трудно представить себе все мелочи, включая наличие прачечных, булочных, кафе фаст-фуд, а также настенные росписи. Но достаточно слов, вот картинки.
Вот типичные улицы города:






Вот так город выглядит сверху, с холма, под которым ещё не раскопанные здания. Город засыпало пеплом до самых крыш, а потом там образовалась почва, и последующие поколения местных жителей пахали там землю. На самом деле теснота городских улиц, отсутствие парков, бульваров, деревьев - похоже на средневековый город.


Вот главная площадь города с форумом и храмами:


Жаль, конечно, что все статуи и фрески были перенесены в музей в Неаполе, но иначе они не сохранились под открытым небом. Одна фреска сохранилась в доме поэта. Здесь не очень видно, но на тех работах, которые мы видели в музее в Неаполе, заметно, что римские мастера были знакомы с перспективой и изображением человеческого тела.


Это Никита на фоне гимнастической школы, где молодёжь занималась спортом.


А вот кафе с большими чанами для еды и с фреской для украшения:


А вот предвыборные лозунги на специально приспособленной для этого стене. Это имя правителя города, которого выбирали на один год.



Вот храм Аполлона с копией статуи:


Видна разница между очень богатыми и очень бедными домами. В богатых есть внутренний дворик с садиком.



Один из самых богатых граждан города - глава производства изделий из шерсти. Интересно, что и у "трагического поэта" богатый дом. При этом комнаты даже в самых богатых домах малюсенькие, без окон, всего на одну кровать:



Многие жилища охраняли собаки, о чём свидетельствует моаика.



А вот современный пёс, мирно спящий в одной из комнат:

Меня всегда поражал контраст между цивилизованностью римлян в организации жизни и звериными потребностями кровавых зрелищ, для которых тренировали гладиаторов и строили амфитеатры. Сколько же творческой энергии уходило на то, чтобы строить сооружения для подобных увеселений.



И ещё один порок, который человечество никак не изживёт, был не чужд жителям Помпей - проституция. В археологическом музее Неаполя есть отдельная "секретная" комната, куда привезли все фрески на эту тему. Только христианство смогло в некоторой мере обуздать ничем не скованные римские нравы.

А другое сильное впечатление от посещения Помпей - ощущение беды, постигшей город. Это как несколько атомных бомб. Такое же ощущение было в мемориальном музее в Хиросиме. И здесь, и там - катастрофа окаменевшая, ощутимая в тенях людей, оставшихся на камнях. Из двадцати тысяч жителей Помпей погибло две тысячи. (Из двухсот пятидесяти тысяч жителей Хиросимы погибло двести тысяч)... Интересно, что похоже, только на русского художника Брюллова катастрофа в Помпеях произвела такое удручающее впечатление, поскольку только он из всех европейских современников написал картину о последнем дне.
Karl Brullov - The Last Day of Pompeii - Google Art Project.jpg

Tags: История, Италия, Музеи
Subscribe

  • Побродим по Гамбургу

    В субботу съездили в Гамбург, походили по улицам с подругой. Улицы в центре украшены иллюминацией, но отходишь немного в сторону - и огоньков не…

  • Пробежимся по Оксфорду

    По пути к «месту назначения» из места прибытия в аэропорт заехали в Оксфорд. Больше всего меня поражает, что несмотря на разросшийся кампус одного из…

  • Посещение Вюрцбурга в пандемию

    Свобода передвижения по Германии относительная: нельзя в общественных местах появляться без масок. Или неправильно их носить. Это я хорошо запомнила…

promo annutta_12 august 11, 2019 08:00 49
Buy for 10 tokens
Наш внешний мир состоит из материальных вещей, сопровождающих нас какое-то количество лет и отживающих свой век. Как-то незаметно они исчезают из нашей жизни. Но есть те немногие, которые незаметно перекочёвывают из эпохи в эпоху. Таких вещей совсем немного, тем более в России, понесшей огромные…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments