?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мне кажется этот пост очень важным. Я целиком согласна с автором - тоже сталкиваюсь с таким желанием немцев (да и вообще европейцев) и желанием переложить всю вину на советского солдата.
Originally posted by vigilina at Немцам предложили забыть Аушвиц
Небольшая оговорка: Я страшно не люблю рассуждать о книгах по принципу "я роман ПастернакА не читал, но считаю", данную книгу я не читала. Дерьмо в руки брать неприятно. Тем не менее считаю возможным сказать о нескольких книгах, т.к. вижу уже давно у своих ровесников в Германии ровно такие настроения, как у авторов сих произведений.

Теперь in medias res.

В 2012 году в Германии вышли следущие книги:
Dana Glesecke, Harald Welzer: Das Menschenmögliche. Zur Renovierung der deutschen Erinnerungskultur. Hamburg: Edition Körber Stiftung 2012,
Martin Sabrow, Norbert Frei (Hg.): Die Geburt des Zeitzeugen nach 1945, Göttingen: Wallstein 2012
Henryk M. Broder: Vergesst Auschwitz! Der deutsche Erinnerungswahn und die Endlösung der Israel-Frage, München: Knaus 2012
Peter Steinbach: Geschichte im politischen Kampf, Bonn: Dietz 2012

У первой название вызывает некоторые вопросы (Об обновлении немецкой культуры воспоминания). У третьей оно однозначно скандально, учитывая, что автор использует известную нацистскую формулировку: "Забудьте Аушвиц! Немецкое безумство воспоминания и окончательное решение израильского вопроса" (прошу прощение за корявые переводы названий, я совсем не умею переводить).



Прочитала я об этих книгах в статье из газеты Tagesspiegel, оригинал вот тут, пока еще бесплатно. Статья от 10.09.12, сейчас, конечно, всё воспринимается куда страшнее.

Речь шла о том, что непосредественно поколения, пережившие события (как эсэсовцы, нацисты, так и враги режима, и жертвы) уже мертвы, а значит, исчезают те, кто был как бы посредником между той эпохой и современностью. И подход к событиям должен измениться. Автор первой книги утверждает, что до не давнего времени главную роль в воспоминаниях о войне играли непосредественные участники событий, и это придавало воспоминаниям особую харизму. В пример он приводит Грасса, ну, куда ж без него, в последние годы его имя всплывает в связи то с одним, то с другим скандалом.

Один из авторов (Бродер) утверждает, что немецкие воспоминания - это прежде всего воспоминания современником, и говорит о "холодных воспоминаниях", которые должны прийти на смену воспоминаниям современников. К тому же, ввиду объединения Европы и некоторой унификации воспоминаний о последней войне, когда она воспринимается как "общеевропейская катастрофа" преступления нацизма должны потерять национальность. В частности, примером этого становится признание Бухенвальда культурным наследием ЮНЕСКО, а не чисто немецким памятником.

...Что тут сказать (кроме мата, это понятно)
1. Чисто рационально я понимаю, что нынешний Ханс Мюллер не виноват, в том что его дед Фриц убивал моих родных, припершись на мою родину, куда его никто не звал. Но! Я еще могла бы застать в живых всех, кто в моей семье погиб на войне. У нас немало долгожителей и нет основания полагать, что они умерли бы до моего рождения. И эту нехватку конкретных людей ощущаешь очень сильно. Поэтому мне неясно, почему он может забыть о преступлениях его проклятого дедули, а мы вот не можем. Ну, не получается. Да гадами будем, если забудем.
2. Двое моих родных погибли в плену, в начале войны. Только в прошлом году благодаря сайту Министерства обороны удалось найти могилу одного из них. Второго ищет вся семья уже много лет. Но погиб он, как предполагается, в Можайском районе. Если кто там не был, чуть не в каждом селе там братская могила, и если ходишь в окрестносях Бородинского поля, там этих могил столько, что вообще непонятно, как Москву отстояли, как там хоть кто-то выжил. Это я к тому, что невозможно забыть войну, когда не найдены и не похоронены солдаты. Она еще не кончилась.
3. Ну и третье. Почти неисследованная тема, насколько я понимаю. Психологическая травма, которая передается из поколения в поколение. Кажется, такие исследования есть о семьях узников концлагерей, когда внуки страдают от разных тяжелых психологических проблем, которые так или иначе перешли в наследство от дедов и бабок. Но таких исследований очень мало, я никогда не слышала, чтобы те же европейские историки приезжали в Россию и пытались что-то здесь выяснить. А ведь то, что такие проблемы есть - очевидно. Достаточно почитать книги Светланы Алексиевич, она очень понятно это показывает.
(4. Это уже не совсем в той же плоскости, но тем не менее: материальные ценности, уничтоженные солдатами Третьего Рейха. Сейчас обожают рассказывать о советских солдатах, грабивших Германию, как будто в этом было что-то преступное, после того, что разрушили у нас. Но так ведь и немцы награбили, и больше, чем мы. А если они сейчас об этом официально забудут, то всё как бы аннулируется).

И еще. Моя мама любит говорить "плохо, когда не знаешь, да еще забудешь". Моим ровесникам нечего забывать. Они ничего не знают. Что-то им рассказали в школе про уничтожение евреев, кто-то слышал про Сталинград, а когда спрашиваешь их что-то предельно простое, вроде того, кто понёс наибольшие потери, числа убитых в СССР, или сколько (хотя бы масштаб, понятно, что точных цифр нет) погибло в Ленинграде за годы блокады мирных жителей - они не знают ни-че-го. У них в школе есть, как я понимаю, дневник Анны Франк в программе (хотя не помню, чтобы кто-то из моих знакомых его читал), а дневника, к примеру, Тани Савичевой нет. И много кого еще.

Страшно это всё.

Иещё - Вот наш обмен комментариями:
А -  Большое спасибо Вам за этот пост! Как с души тяжёлый груз уходит, когда встречаю единомышленника. Однозначно с Вами сргласна во всём. Мне тоже страшно, что как-то тихо и исподволь навязывается именно такая опасная для истории точка зрения, которая снимает грех с немецкой души и перекладывает его на советского солдата. Мы не должны забывать и давать забыть. Замечательный и очень важный пост.

V - Мы уже с Вами это как-то обсуждали. Беда в том, что непонятно, что можно сделать. Раздражает, среди прочего, это исключение всего "неевропейского" из контекста войны, якобы война была на территории Европы, а всё, что восточнее Прибалтики, их не касается.
Ну и в последние годы есть еще идея, что раз уж они в конце войны пострадали, то этим все их прегрешения автоматически стираются. Это очень в кино заметно: был несколько лет назад фильм "Бегство", про т.н. Восточную Пруссию, так там всё собрали: обстрелы немецких беженцев с самолета (о том, что немцы обстреливали беженцев в СССР, никто здесь не догадывается), изнасилование немок солдатами (причем в одной сцене это выглядит так, как будто солдатам вообще больше нечего делать, кроме как немок насиловать, это первое, что они делают, вступая на немецкую землю), а до этого немецкая идиллия в "Восточной Пруссии": идеальное обращение с остарбайтерами (да, такое тоже бывало, но зачастую с ними обращались, как с рабами). И такого очень много.



А - Да, всё это очень страшно. Страшно от собственного бессилия. И действительно, мы с Вами это примерно год назад обсуждали, а с тех пор, к сожалению, я лично ничего не сделала. Правда, за это время поняла, что немцы не то, что не знают о тех преступлениях, в которых они повинны, они всячески изолируются от всех источников информации, которые могут поколебать их нынешнюю точку зрения и уверенность в собственных несправедливых страданиях. Есть достаточно сильные произведения и на немецком, как я выяснила. Например, недавно прочитала Ремарка "Искра жизни" о концлагере в Германии. Это ни с чем не сравнимый ужас. И что же? Вместо Ремарка здесь читают или Грасса, или "Чтеца" ("Vorleser"), который по сути оправдывает преступления работавших в концлагерях. Как всё-таки они классно умеют манипулировать общественным мнением, не называя это обидным словом пропаганда. А может быть, они подстраиваются под общественное мнение, похоже, здешние именно это хотят услышать.

V - В принципе, при желании им есть, что читать: допустим, более-менее всю советскую военную литературу на немецкий перевели, Б. Васильева, Ю. Бондарева и остальных. Ту же Светлану Алексиевич, опять же - хотя, как я понимаю, ее тираж не разошелся, я все ее книги покупала с огромной скидкой.
Явление это явно последних десятилетий, что с изнасилованием немецких женщин (там всё переворачивается с ног на голову, а цифры растут из года в год по принципу "магнитофон импортный. Три магнитофона", при том, что ясно: даже первые цифры их "статистики и социологи" высчитали неправильно), что с "бедными немецкими детьми" (в одной книге "порадовал" рассказ о немце, который вырос сиротой и всю жизнь хранит письмо отца, погибшего в СССР. Письмо трогательное, папаша явно предчувствует кончину, а мать ребенка умерла до войны. А подписано письмо 21 июня 1941 года, за 12 часов до начала наступления, Брест, и, в общем, хорошо известно, что этот милый папаша там делал).
Опять же, совершенно закрыта тема преступников, вернувшихся с войны и вполне нормально интегрировавшихся в послевоенное общество.
promo annutta_12 august 11, 2019 08:00 49
Buy for 10 tokens
Наш внешний мир состоит из материальных вещей, сопровождающих нас какое-то количество лет и отживающих свой век. Как-то незаметно они исчезают из нашей жизни. Но есть те немногие, которые незаметно перекочёвывают из эпохи в эпоху. Таких вещей совсем немного, тем более в России, понесшей огромные…

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
a000796
Nov. 26th, 2012 10:28 am (UTC)
И опять я возьмусь защищать немцев... Посмотри на Россию, где нас последние 20 лет заставляют есть "дерьмо своей истории". Зачем это нужно и к чему это привело - у Кургиняна, например. Просто "дерьмом" нельзя питаться, такое питание вызывает серьезные осложнения, и тогда с больным (государством) можно делать все, что хочешь. В истории любой нации есть черные пятна. Но если думать только о них, нация очень быстро кончится. И это произошло у нас. Это же происходило и в Германии на протяжение десятилетий. В результате нация была просто выхолащена. Постоянное, привитое с детства "чувство вины" убиваем. Но сейчас ситуация очень сильно меняется. Германия реально становится лидером и локомотивом Европы, её интегрирующей сердцевиной, и в политическом, и в экономическом смысле. Поэтому национальная и государственная психология должна меняться.Невозможно быть лидером и быть в то же время "во всем и вечно виноватым". При этом признание черных пятен истории остается, но для настоящего поколения философия "вины" заменяется на философию "уроков истории"

С моей точки зрения, сильная, единая и независимая не только в политическом, но и психологическом плане Европа во главе с Германией - это именно то, что очень нужно сейчас и ближайшем будущем России

Edited at 2012-11-26 10:30 am (UTC)
annutta_12
Nov. 26th, 2012 10:46 am (UTC)
Понимаешь, это лидерство подспудно требует того, чтобы мы с тобой признали, что наши деды зря защищали свою (и нашу) страну от этих переносчиков демократии - они просто желали индустриализировать восток. А не сжигать деревни с мирными жителями.
Для немцев сейчас очень важно показать, что так и надо было действовать - с дикими людьми, советскими насильниками, так и надо было поступать. И конечно, выиграть войну мы у них никак не могли, поэтому в школе стараются не упоминать ни Сталинград, ни тем более Курск. Мы должны признать, что мы - рабы, (Slaves - slavs, которые исключительно должны лизать пятки этим мастерам своего дела. Интересно, что и Британия это с удовольствием поддерживает. Это давнишнее противостояние между Российской империей и Западом. Например, Британия всегда была заинтересована в уничтожении влияния России, и это продолжение старой линии. Если тебе дороги твои предки и ты им благодарен, нужно делать всё возможное, чтобы этому противостоять. Наше же государство уже позаботилось, чтобы собственный народ чувствовал себя во всём виноватым.
annutta_12
Nov. 26th, 2012 05:27 pm (UTC)
Ещё немного подумали мы тут (с Сашей) и пришли к мысли, что самое страшное, что результатом забывания своей истории у немцев будет всё сильнее проявляющееся чувство превосходства. Это мы наблюдали в Аглии в некоторой мере.
Кроме того, сильная Германия для России - это означает, что Россию используют как ещё один рынок сбыта, и шансов наладить своё производство, хотя бы ориентированное на местный рынок, не будет. Но это, естественно, не вина Германии, а беда России. Согласна с тобой в той части, что у нас, сосредочившись исключительно на чёрных пятнах, губят в общем-то великую и достойную нацию.
a000796
Nov. 29th, 2012 08:58 am (UTC)
просто нужно быть сильными и всегда следовать своим собственным интересам, тогда и не придется бояться силы партнеров
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

Майское цветение
annutta_12
annutta_12

Latest Month

November 2020
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Page Summary

Comments

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek