annutta_12 (annutta_12) wrote,
annutta_12
annutta_12

Немцам предложили забыть Аушвиц

Мне кажется этот пост очень важным. Я целиком согласна с автором - тоже сталкиваюсь с таким желанием немцев (да и вообще европейцев) и желанием переложить всю вину на советского солдата.
Originally posted by vigilina at Немцам предложили забыть Аушвиц
Небольшая оговорка: Я страшно не люблю рассуждать о книгах по принципу "я роман ПастернакА не читал, но считаю", данную книгу я не читала. Дерьмо в руки брать неприятно. Тем не менее считаю возможным сказать о нескольких книгах, т.к. вижу уже давно у своих ровесников в Германии ровно такие настроения, как у авторов сих произведений.

Теперь in medias res.

В 2012 году в Германии вышли следущие книги:
Dana Glesecke, Harald Welzer: Das Menschenmögliche. Zur Renovierung der deutschen Erinnerungskultur. Hamburg: Edition Körber Stiftung 2012,
Martin Sabrow, Norbert Frei (Hg.): Die Geburt des Zeitzeugen nach 1945, Göttingen: Wallstein 2012
Henryk M. Broder: Vergesst Auschwitz! Der deutsche Erinnerungswahn und die Endlösung der Israel-Frage, München: Knaus 2012
Peter Steinbach: Geschichte im politischen Kampf, Bonn: Dietz 2012

У первой название вызывает некоторые вопросы (Об обновлении немецкой культуры воспоминания). У третьей оно однозначно скандально, учитывая, что автор использует известную нацистскую формулировку: "Забудьте Аушвиц! Немецкое безумство воспоминания и окончательное решение израильского вопроса" (прошу прощение за корявые переводы названий, я совсем не умею переводить).



Прочитала я об этих книгах в статье из газеты Tagesspiegel, оригинал вот тут, пока еще бесплатно. Статья от 10.09.12, сейчас, конечно, всё воспринимается куда страшнее.

Речь шла о том, что непосредественно поколения, пережившие события (как эсэсовцы, нацисты, так и враги режима, и жертвы) уже мертвы, а значит, исчезают те, кто был как бы посредником между той эпохой и современностью. И подход к событиям должен измениться. Автор первой книги утверждает, что до не давнего времени главную роль в воспоминаниях о войне играли непосредественные участники событий, и это придавало воспоминаниям особую харизму. В пример он приводит Грасса, ну, куда ж без него, в последние годы его имя всплывает в связи то с одним, то с другим скандалом.

Один из авторов (Бродер) утверждает, что немецкие воспоминания - это прежде всего воспоминания современником, и говорит о "холодных воспоминаниях", которые должны прийти на смену воспоминаниям современников. К тому же, ввиду объединения Европы и некоторой унификации воспоминаний о последней войне, когда она воспринимается как "общеевропейская катастрофа" преступления нацизма должны потерять национальность. В частности, примером этого становится признание Бухенвальда культурным наследием ЮНЕСКО, а не чисто немецким памятником.

...Что тут сказать (кроме мата, это понятно)
1. Чисто рационально я понимаю, что нынешний Ханс Мюллер не виноват, в том что его дед Фриц убивал моих родных, припершись на мою родину, куда его никто не звал. Но! Я еще могла бы застать в живых всех, кто в моей семье погиб на войне. У нас немало долгожителей и нет основания полагать, что они умерли бы до моего рождения. И эту нехватку конкретных людей ощущаешь очень сильно. Поэтому мне неясно, почему он может забыть о преступлениях его проклятого дедули, а мы вот не можем. Ну, не получается. Да гадами будем, если забудем.
2. Двое моих родных погибли в плену, в начале войны. Только в прошлом году благодаря сайту Министерства обороны удалось найти могилу одного из них. Второго ищет вся семья уже много лет. Но погиб он, как предполагается, в Можайском районе. Если кто там не был, чуть не в каждом селе там братская могила, и если ходишь в окрестносях Бородинского поля, там этих могил столько, что вообще непонятно, как Москву отстояли, как там хоть кто-то выжил. Это я к тому, что невозможно забыть войну, когда не найдены и не похоронены солдаты. Она еще не кончилась.
3. Ну и третье. Почти неисследованная тема, насколько я понимаю. Психологическая травма, которая передается из поколения в поколение. Кажется, такие исследования есть о семьях узников концлагерей, когда внуки страдают от разных тяжелых психологических проблем, которые так или иначе перешли в наследство от дедов и бабок. Но таких исследований очень мало, я никогда не слышала, чтобы те же европейские историки приезжали в Россию и пытались что-то здесь выяснить. А ведь то, что такие проблемы есть - очевидно. Достаточно почитать книги Светланы Алексиевич, она очень понятно это показывает.
(4. Это уже не совсем в той же плоскости, но тем не менее: материальные ценности, уничтоженные солдатами Третьего Рейха. Сейчас обожают рассказывать о советских солдатах, грабивших Германию, как будто в этом было что-то преступное, после того, что разрушили у нас. Но так ведь и немцы награбили, и больше, чем мы. А если они сейчас об этом официально забудут, то всё как бы аннулируется).

И еще. Моя мама любит говорить "плохо, когда не знаешь, да еще забудешь". Моим ровесникам нечего забывать. Они ничего не знают. Что-то им рассказали в школе про уничтожение евреев, кто-то слышал про Сталинград, а когда спрашиваешь их что-то предельно простое, вроде того, кто понёс наибольшие потери, числа убитых в СССР, или сколько (хотя бы масштаб, понятно, что точных цифр нет) погибло в Ленинграде за годы блокады мирных жителей - они не знают ни-че-го. У них в школе есть, как я понимаю, дневник Анны Франк в программе (хотя не помню, чтобы кто-то из моих знакомых его читал), а дневника, к примеру, Тани Савичевой нет. И много кого еще.

Страшно это всё.

Иещё - Вот наш обмен комментариями:
А -  Большое спасибо Вам за этот пост! Как с души тяжёлый груз уходит, когда встречаю единомышленника. Однозначно с Вами сргласна во всём. Мне тоже страшно, что как-то тихо и исподволь навязывается именно такая опасная для истории точка зрения, которая снимает грех с немецкой души и перекладывает его на советского солдата. Мы не должны забывать и давать забыть. Замечательный и очень важный пост.

V - Мы уже с Вами это как-то обсуждали. Беда в том, что непонятно, что можно сделать. Раздражает, среди прочего, это исключение всего "неевропейского" из контекста войны, якобы война была на территории Европы, а всё, что восточнее Прибалтики, их не касается.
Ну и в последние годы есть еще идея, что раз уж они в конце войны пострадали, то этим все их прегрешения автоматически стираются. Это очень в кино заметно: был несколько лет назад фильм "Бегство", про т.н. Восточную Пруссию, так там всё собрали: обстрелы немецких беженцев с самолета (о том, что немцы обстреливали беженцев в СССР, никто здесь не догадывается), изнасилование немок солдатами (причем в одной сцене это выглядит так, как будто солдатам вообще больше нечего делать, кроме как немок насиловать, это первое, что они делают, вступая на немецкую землю), а до этого немецкая идиллия в "Восточной Пруссии": идеальное обращение с остарбайтерами (да, такое тоже бывало, но зачастую с ними обращались, как с рабами). И такого очень много.



А - Да, всё это очень страшно. Страшно от собственного бессилия. И действительно, мы с Вами это примерно год назад обсуждали, а с тех пор, к сожалению, я лично ничего не сделала. Правда, за это время поняла, что немцы не то, что не знают о тех преступлениях, в которых они повинны, они всячески изолируются от всех источников информации, которые могут поколебать их нынешнюю точку зрения и уверенность в собственных несправедливых страданиях. Есть достаточно сильные произведения и на немецком, как я выяснила. Например, недавно прочитала Ремарка "Искра жизни" о концлагере в Германии. Это ни с чем не сравнимый ужас. И что же? Вместо Ремарка здесь читают или Грасса, или "Чтеца" ("Vorleser"), который по сути оправдывает преступления работавших в концлагерях. Как всё-таки они классно умеют манипулировать общественным мнением, не называя это обидным словом пропаганда. А может быть, они подстраиваются под общественное мнение, похоже, здешние именно это хотят услышать.

V - В принципе, при желании им есть, что читать: допустим, более-менее всю советскую военную литературу на немецкий перевели, Б. Васильева, Ю. Бондарева и остальных. Ту же Светлану Алексиевич, опять же - хотя, как я понимаю, ее тираж не разошелся, я все ее книги покупала с огромной скидкой.
Явление это явно последних десятилетий, что с изнасилованием немецких женщин (там всё переворачивается с ног на голову, а цифры растут из года в год по принципу "магнитофон импортный. Три магнитофона", при том, что ясно: даже первые цифры их "статистики и социологи" высчитали неправильно), что с "бедными немецкими детьми" (в одной книге "порадовал" рассказ о немце, который вырос сиротой и всю жизнь хранит письмо отца, погибшего в СССР. Письмо трогательное, папаша явно предчувствует кончину, а мать ребенка умерла до войны. А подписано письмо 21 июня 1941 года, за 12 часов до начала наступления, Брест, и, в общем, хорошо известно, что этот милый папаша там делал).
Опять же, совершенно закрыта тема преступников, вернувшихся с войны и вполне нормально интегрировавшихся в послевоенное общество.
Tags: Великая Отечественная, Раздумья о России
Subscribe
promo annutta_12 august 11, 2019 08:00 49
Buy for 10 tokens
Наш внешний мир состоит из материальных вещей, сопровождающих нас какое-то количество лет и отживающих свой век. Как-то незаметно они исчезают из нашей жизни. Но есть те немногие, которые незаметно перекочёвывают из эпохи в эпоху. Таких вещей совсем немного, тем более в России, понесшей огромные…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments