annutta_12 (annutta_12) wrote,
annutta_12
annutta_12

О сюжетах для искусства

Посетила музей истории искусства в Вене, где собрание замечательных картин Брейгеля, Голбейна, немного Дюрера и Рубенса. Я уже была там, и сейчас обрадовалась, что выдалось побольше времени рассмотреть картины. Брейгель, живший в 16 веке, наверное, единственный художник, оставивший нам подробное видео-описание детских игр, популярных в его время. Искусствоведы и историки насчитали 80 разных игр! Некоторые я узнала, в них и в моё детство играли - жмурки, слон, прятки, ходьба на ходулях, а про некоторые попыталась прочитать на интернете - игры с пятью костями, которые, оказывается, были известны с незапамятных времён - astragaloi, но я не нашла русское название. Дети  играли в ролевые игры - свадьбу, карнавал, лазили и т.д. Подумала, что многие игры, в которые я играла в детстве - светофорчик, тише едешь-дальше будешь, море волнуется раз, и многие другие уже забылись. Или ещё играют дети? В общем, наверное, важно вести летопись даже такого простого аспета жизни, как игры. Но от картин Брейгеля нет ощущения радости, наоборот, дети там слишком серьёзно-сосредоточенные, как будто заняты самым важным делом (вот такое ощущение у меня от немцев на отдыхе), и картины не дают, а отбирают энергию. Как будто художник безрадостно смотрит на их будущее - вот вырастут, и будут такими же, как их родители, которых он изобразил на других картинах - "Карнавал и пост", например.

Детские игры Брейгель "Детские игры"
Ещё, рассматривая одежду на крестьянах того времени, я подумала, что жили люди в Западной Европе несравнимо богаче, чем, например, крестьяне в России. Моя бабушка вспоминала, что до революции у них с сёстрами в деревне была одна пара валенок на четверых, а удобства, естественно, на улице. А здесь такое разнообразие одежды!

Картины Рубенса никогда меня не радовали - огромное нагромождение фигур, пышные женские тела, хоть и мастерски написанные, - совсем не то, что наводит на высокие мысли. Но купцов эти картины очень даже радовали.

Вообще, бродя по залам западноевропейской живописи, я вдруг ощутила какую-то душевную пустоту и холод от многих картин. Большинство более старых полотен написано на тему о Христе - она так пережёвана, что уже не рождает никаких чувств. Древнеримские или древнегреческие сюжеты, согласитесь, совсем кровожадные.

И таким контрастом оказалась скульптурная группа в египетском зале, куда я сначала нехотя побрела, а потом воспряла от открытия. Простая скульптура - мужчина и женщина, сидящие рядом, бок о бок, женщина держит руку на руке мужчины, и оба просветлённо смотрят вперёд. Это так просто - нормальные человеческие отношения, немного обожествлённые - радости совместного пути, поддержки друг друга, опоры. Но не знаю я таких сюжетов в западно-европейской живописи. Только у египтян, - 2400 лет до н.э. Почему? Чем определяется выбор сюжетов художниками?


Tags: Вена, Живопись, Искусство
Subscribe
promo annutta_12 august 11, 2019 08:00 49
Buy for 10 tokens
Наш внешний мир состоит из материальных вещей, сопровождающих нас какое-то количество лет и отживающих свой век. Как-то незаметно они исчезают из нашей жизни. Но есть те немногие, которые незаметно перекочёвывают из эпохи в эпоху. Таких вещей совсем немного, тем более в России, понесшей огромные…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments