?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Образование – острая проблема, меня волнует и как педагога, и как родительницу, и как жену учёного. Решила подойти к ней с аналитической точки зрения. Совсем недавно  (в 2010 году) Андрей Гейм и Константин Новосёлов получили Нобелевскую премию за создание графена.  Оба они из России, образование получали в Советском Союзе, а добились результатов в Англии. Почему? Почему добились и почему в Англии? Ведь это имеет прямое отношение к образованию и науке.  Вот я и решила проанализировать их автобиографии, чтобы понять, что было определяющим для них самих в формировании их личностей.  Для этого прочитала то, что они написали для Нобелевкого Комитета о своей жизни

http://www.nobelprize.org/nobel_prizes/physics/laureates/2010/geim-autobio.pdf

и http://www.nobelprize.org/nobel_prizes/physics/laureates/2010/novoselov.html

и выделила для себя положительные моменты, прежде в сего в школьном образовании. Это нечто похожее на case study.

Прежде всего, скажу, что в последнее время в России слышала такие мнения – «Подумаешь, миллион премии, ерунда какая, вон мой приятель – да для него миллион тьфу». Отражает состояние общественного сознания в России на данный момент – стыдно признаться, что не только ради денег хочется работать. Да и сумма на самом деле не иакая маленькая по западным стандартам. Но интересно, что вот Королеве английской их достижения показались довольно значительными, и она  Гейму присвоила за заслуги перед наукой  звание рыцаря-бакалавра с официальным правом прибавлять к своему имени титул «сэр».

В общем, я решила выделить моменты, которые мне кажутся важными в школьном и университетском образовании, а для этого перевела некоторые отрывки и выделила в них наиболее значимое. Судите сами:

 

Андрей Гейм

Лауреат Нобелевской премии по физике 2010 года, совместно с Константином Новосёловым один из первооткрывателей графена.  

...Несмотря на омрачённую историю семьи, мне самому повезло родиться позже, и детство у меня было счастливым.

Моя мать была начальником отдела качества, а отец – главным инженером на заводе вакуумной электроники.  Спустя два десятилетия многие Нальчике до сих пор помнят его как человека трудолюбивого и пользующегося всеобщим авторитетом.  Настойчивость и трудолюбие – это качества, которые я, возможно, унаследовал от него.

... С другой стороны, математика преподавалась на очень высоком уровне, особенно в старших классах, в основном благодаря нашей учительнице Валениде Седневой. Я наверное, не осозновал этого в то время, но когда я взглянул на мои старые экзамены через несколько лет будучи студентом элитного вуза, был удивлён тому, насколько они были сложными. Для некоторых из них требовалось не только умение запоминать, а также воображение и нестандартный подход.

В шестнадцать лет я закончил школу с золотой медалью, и родители посоветовали мне пойти в самый лучший вуз, в связи с этим моё нимание привлекли несколько университетов в Москве.

... Я также вынес несколько полезных уроков из занятий с репетитором по литературе. Она сказала мне, что я пишу неплохо, но пытаюсь повторить или вопризвести мысли известных писателей или литературных критиков,  не доверяя своим суждениям, боясь, что мои мысли покажутся неинтересными, или недостаточно важными и правильными. Она дала мне совет пытаться объяснять свои собственные мнения и испоьзовать цитаты только иногда, для подкрепления написанного. Этот простой совет оказался для меня неоценим – он поменял мой подход к изложению мыслей, и я преуспел в этом больше, чем мои сокурсники.

... Что было ещё более важным, так это то, что нас, как физтеховских студентов, заставляли мыслить и находить логику во всём, что мы изучали, в противоположность простому заучиванию фактов и цифр.

Кроме исследований, моими хобби были альпинизм и байдарки. Каждый год я проводил более месяца в горах и на реках в самых разных уголках Союза.

К моменту моей кандидатской экпериментальная наука в Союзе пришла в такой упадок, что считалось единственно возможным способом достичь славы для экспериментального учёного это подтвердить теорию, придуманную заметным советским теоретиком.

(к сожалению, в пост-советское время никаких влияний в науку долгое время не делалось, поэтому даже и тот уровень казался недостижимым. Вместо реформ – затаптывание в грязь)

 

Константин Новоселов

Роился в Нижнем Тагиле, небольшом промышленном городе на Урале.

... Нагрузка на нашу кухню снизилась, когда я достиг более высоких резудьтатов в учёбе, и мою страсть к таким экпериментам поддержала моя учительница  по физике, Людмила Расторгуева, которая дала мне полную свободу с обрудованием в нашей лаборатории по физике.  Кроме того, она вместе с моей учительницей по математике познакомила меня с заочной школой МФТИ (физтеха), и подтолкнула к участию в олимпиадах по физике и математики на разных уровнях.  Другим источником информации и вдохновения для меня был журнал «Квант», серия фантастических книг и переведённых тексов Мартина Гарднера. Но было бы неправильно сказать, что я ограничивался лишь литературой по физике и математике, будучи увлечённым книголюбом,  в школе я очень любил Пастернака, Пушкина, Джека Лондона, Уэльса, Джером К Джерома, Льюиса Кэролла и Марка Твена (хотя мом вкусы со временем сильно изменились)

Выводы, которые бы я сделала для выбора системы образования – советская система дала им замечательное образование, и самым достойным было внимание и поддержка учителей по физике и математике, высокий уровень преподавания математики и физики, общий высокий уровень по литературе. Кроме того, важным было уважение в обществе к интеллектуальному труду и труду вообще.  Всё это не помешало, а было чрезвычайно полезно. Главное – сохранить . На самом деле сейчас выходцы из Союза получают научные премии и призы по всему миру в самых разных областях науки и техники. Многие из них очень жалеют, что не могут сделать это в своей стране.

 

promo annutta_12 august 11, 2019 08:00 49
Buy for 10 tokens
Наш внешний мир состоит из материальных вещей, сопровождающих нас какое-то количество лет и отживающих свой век. Как-то незаметно они исчезают из нашей жизни. Но есть те немногие, которые незаметно перекочёвывают из эпохи в эпоху. Таких вещей совсем немного, тем более в России, понесшей огромные…

Comments

( 27 comments — Leave a comment )
perlovka_blog
May. 5th, 2012 03:30 am (UTC)
Я не верю в "советскую систему образования", равно как и в "российскую", "американскую" и всякую прочую. Особенно, как в главный фактор для взращивания интеллектуалов. Сам факт того, что нобелевские лауреаты - далеко (!) не только выходцы из СССР или России, подтверждает, что не в системе образования исключительно дело.

Примеры Гейма и Новожилова в общем-то - никакие. Ребята были более восприимчивы, любознательны, родители их, очевидно, поддерживали + им повезло. Есть учителя-личности, а есть иные. Это было и тогда, и сейчас. Гейму и Новожилову такие личности попались, другим - нет. Правда, это не значит, что из под руки учителей Гейма и Новожилова вышли сплошь нобелевские лауреаты по физике. Это, кстати, нормально, потому что не все зависит исключительно от учителей - а как было бы легко и просто тогда!

В моей школе - а я училась во времена Гейма-Новожилова - было несколько таких учителей, а)которым было не все равно, б) у которых была, как сейчас любят говорить, харизма. Их вспоминаешь, даже если потом учишься и работаешь не по их "профилю".
И еще были "никакие" учителя.

>>> важным было уважение в обществе к интеллектуальному труду и труду вообще.

Я бы поопасилась уважение к труду, существовавшее и существующее в определенных, довольно узких, кругах, разносить на все наше тогдашнее и современное общество в целом. В годы позднего совка инженер был "никто и звать никак". Я просто в восторге, когда в старой литературе читаю о дореволюционных инженерах. Ин-же-нер! Это звучало гордо. Это были единичные, особые личности. При СССР их наштамповали столько, что само слово обесценилось. Училка - она и сейчас остается, в общем-то, училкой. Маловлиятельная, малоавторитетная профессия. Вспомни Райкина: "завсклад, товаровед"... Завсклад и товаровед сейчас уже отошли на второй или третий план, но есть разные "профессии" из сферы госуправления, которые стали, как показывают опросы школьников, привлекательными. Интеллектуалы разных видов среди таких профессий пока еще не появились. И вот они-то, "новые профессионалы", как я подозреваю, в той или иной мере и тормозят новое, интеллектуальное, или висят на нем балластом, отнюдь не поощряя предприимчивости, уважения к труду вообще и к интеллектуальной работе в частности.

Пардон за длинный ответ.
annutta_12
May. 5th, 2012 09:20 am (UTC)
Насчёт систем образования - просто нам пришлось жить много лет в Англии, а теперь в Германии, и после жтого легче говорить о именно о системах образования, особенно если видеть, как развиваются там дети. И поскольку вырослаи мы с мужем в советской системе, волей неволей сравниваем со своим опытом. Поэтому о системах говорить, конечно, можно - и даже нужно, а нео элитных отдельных учебных заведениях. Только после того, как проплатили дочке бешеные деньги за одну из лучших частных школ в Англии, где был похожий на нашу школу подход - требовательность и высокие стандарты, а также после немецкой гимназии сына, поняли, что системы образования могут помочь разным по состоятельности людям развить или загубить таланты и способности их детей. Видно, что взращивать интеллектуалов нужно уметь. При этом почему мы не смотрим на систему образования в Тайланде? Или в Египте? У них нет нобелевских лауреатов, ато есть элитарность в образовании.

В Америке самое подавляющее число нобелевских лауреатов, но как минимум половина из них - выходцы из других стран.

Насчёт уважения к труду в узких кругов - не согласна. На примере их биографий как раз и можно увидеть, что система по воспитанию мыслящих людей и выпестования талантов существовала, по нашему говоря, на периферии - они же оба не из Москвы - Гейм из Нальчика, а Новосёлов из Нижнего Тагила. Система олимпиад, высокий уровень преподавания математики - вот что отметили они оба из разных маленьких городов. Я предлагаю анализировать их конкретые мнения и факты из их биографий. Оба повествуют без прикрас о своей жизни, и Гейм пишет о своём отце-инженере как об уважаемом человеке, которого помнят до сих пор. Надо уметь отделять наше впечатление - в основном сложенное в последнее время активной работой СМИ от "evidence" - от того, что люди конкретно говорят и помнят. Поэтому - да, "наштамповали" инженеров - уже клише из СМИ, которое дальше не даёт видеть, и действително, это в какой-то мере было правильно сказано, но слово не обесценилось настолько уж, как это произошло в последнее время. Я была довольна тогда, что вышла замуж за будущего инженера.

Насчёт училки - я бы сказала, что это типичное пост-советское мнение, поскольку сама начинала как учитель в областной школе, и помню уважение, с которым относились ко мне и другим учителям (только первый год, потом стали спрашивать - что же вы в СП не уходите). Да и сами учителя себя уважали. В "С лёгким паром" Надя была учительницей, "Я учу детей мыслить", - говорила она. Я недавно писала "Почему учительница купила Мерседес в Германии" - о престижности профессий в разных странах, и что это зависит от материальной стороны. Очень приятно, что оба учёных вспоминают тех учителей, которые им помогли, по имени.
Пока в обществе будет сохраняться это отношение "маловлиятельная профессия училки" - в учителя будут идти только те, которым не удалось пойти во влиятельные и уважаемые чиновники, юристы, менеджеры среднего и высшего звена, которых в будущем скорее всего никто и не вспомнит, тем более нобелевские лауреаты. На само деле профессия учительницы очень творческая и значимая.

В этом и есть кризис общественного сознания - ругая и отрицая всё, что было, теряются общечеловеческие ценности и то важное, что было всё-таки создано усилиями предыдущих поколений, и что,как оказалось - работало.

Что я вижу в последнее время, и что не доносится российскими СМИ - так это просто вал успешных учёных, все из которых получили образование в Союзе, плучающие премии и призы, и влияющие на техническое развитие стран, где им удалось осесть. Факт тот- что нового прилива из молодёжи - нет, выпускники новой России уже не готовы трудиться с отдачей ради получения каких-то никому не понятных результатов. Новое поколение выбирает потребление - консьюмеризм.

perlovka_blog
May. 6th, 2012 09:21 pm (UTC)
Трудновато судить о системе образования целой страны по био нобелевского лауреата, а тем более - по словам выдуманной Нади.
Кстати, я не вижу ничего особенного в том, что они вспоминают своих учителей по именам. Я тоже всех своих учителей помню по имени-отчеству и даже фамилии, даже если они не оказали на меня какого-то существенного влияния.

Да, профессия учителя - значимая и творческая. Я никогда этого не отрицала. Если тебе не приходилось сталкиваться с другим, неправильным отношением к учителям или инженерам, то это не значит, что его нет или не было.

Если ты помнишь, мы учились с тобой на одном курсе, поэтому позволь мне тоже судить о том времени. Мое представление о временах в СССР сложилось не по постсоветским газетам, но по моему личному опыту. Я "конкретно говорю и помню" - и мне не нужен какой-то там evidence из современных газет. Если наши воспоминания несколько разнятся, это не означает, что одни лучше, а другие хуже, одни правильные, а другие - нет. Нужно просто быть менее категоричными: не все так просто и прямо в жизни, как нам хотелось бы :(

Почти все мои родственники (за редчайшим исключением, вроде меня самой) - инженеры разных специальностей. У меня нет причин не уважать их. Многие из них авторитетные и уважаемые люди, как отец Гейма, например. Мы выросли в определенных средах, в определенных кругах, мы знаем эти среды, понимаем помыслы и проблемы этих людей, но увы, эти среды не равны всей стране. Поэтому утверждать, как дважды два четыре, что, например, учителя себя уважали или что все они были образцом высокой культуры или обладали исключительными педагогическими талантами и т.п., можно только с очень большой натяжкой. Общие стандарты образования могут быть очень высокими и правильными, но на деле все упирается в конкретную школу, конкретного учителя, которые все эти стандарты могут - не может быть? о да! да! - угробить одним махом.

Советская система была слишком политизирована, слишком ориентирована на заучивание и начетничество. Важно было уметь не свою мысль высказать, а повторить чужую. Оценивалась "правильность" мысли. Убогие учебники литературы и физики - тут не обойтись было без хороших учителей, и где-то они были, кому-то повезло.

Не буду утверждать однозначно, но полагаю, что наши (советские, российские) ученые, осевшие когда-то за рубежом и получающие сейчас призы и премии - это все-таки зрелое поколение. Они проработали лет по -дцать, чтобы добиться успеха и признания. Трудно ждать немедленной "отдачи" от молодежи, которой еще надо пробиться и добиться, наработать этот успех.

annutta_12
May. 7th, 2012 09:10 am (UTC)
Конечно, согласна, что не всё в жизни так прямо. Мне понятно всё, что ты говоришь, просто из-за того, что столкнулась с другими вариантами устройства жизни, появилась возможность сравнивать, поэтому, наверное, и пришла к неожиданным выводам :)) Я, собственно, не ратую за сохранение или уж тем более возвращение полной советской системы - это и невозможно, и бессмысленно, и не приведёт к прогрессу. Она действительно была политизирована и идеологизирована, и за это её больше всего ненавидят, да и я именно за это с отвращением вспоминаю наш вуз. Но именно потому, что не всё так прямо, да ещё и благодаря наглядным примерам учебных заведений альтернативных "демократических" стран, в которых учатся мои дети, хотелось бы поделиться наболевшим выводом - было много замечательных черт у нашей системы, которые было бы жаль потерять. Прежде всего, как мне кажется, это демократизм - когда хорошее образование доступно всем. Пример, который видела в Англии - качество школы зависит от района, где ты живёшь, даже если школа бесплатная - нужно большие деньги платить за жильё в этом районе. Всё-таки это показательно, что мальчики из Нижнего Тагила и Нальчика смогли реализовать свои таланты, и это не было единичным случаем. Когда не с чем сравнивать, мы сравниваем с идеалом, а то, что имеем - далеко от идеала, и поэтому нам кажется всё таким убогим. Тем не менее гораздо продуктивнее сравнивать с тем, что реально существует в других странах, смотреть, к чему это ведёт. Вот, например, ты говоришь, что были плохие учебники по литературе, - а в Германии вообще этого предмета нет. Хорошо это? Есть разные мнения. Другой пример - в Англии с 70-х годов отменили формальное изучение грамматики на английском, и когда я учила русскому языку британцев, не могла испльзовать слова "глагол" или "существительное" - в этом была демократизация их образования. В результате, немногие говорят на иностранных языках.
Но самое главное при оценке образования - это смотреть, насколько дети из разных кругов могут реализовать свой потенциал. Вот в Германии существует система разделения на три типа школ - гимназии (для тех, кто идёт в университет), реальшуле (для тех, кто будет специалистом, но в вуз не пойдёт) и хауптшуле (для быдла). Решение принималось (да и принимается), когда ребёнку 10 лет - для многих это определяет всю жизнь, часто оно зависело от того, кто твои родители - образованные или нет, то есть детям из рабочих довольно трудно было попасть в университет. В последнее время появилась возможность перескакивать из одной школы в другую, но если уж ты закончил реальшуле, а хочешь в университет - изволь ещё года 2-3 учиться.

В общем, что я хочу сказать - что уровень образования в нашей советской школы (за вычетом идеологии) был высоким, что оно в той или иной мере было доступно многим, что возможности определённые для реализации открывало светлым головам из разной среды, и именно это нельзя терять.

Ну и конечно, идеально было бы, если бы поощрялось творческое развитие личности, а для этого хорошо опять же посмотреть, что хорошего было придумано в разных других системах. Чего у нас действительно не было - так это поощрения инициативы для организации своего бизнеса, а это очень даже творческое дело.

Насчёт уважения к интеллектуальному труду - я не собиралась доказывать, что всё было идеально, - идеального не существует. Да и не важно, в конце концов, что было. Важно, как должно быть. Важно, какие ориентиры ставит общество, как могут себя самореализовать молодые люди. А это зависит от ценностей, принятых в обществе, открываемых возможностей, престижности профессий. Общество, в котором всё оценивается деньгами, и это поощряется - больное общество. Поскольку не всё так прямо, всегда есть разные элементы ценностных ориентиров и разные группы людей. На прмере Англии можно сказать - страшно, когда всё переводится в потребительские интересы, погромы летом прошлого года - свидетельство тому. Но это уже другая тема, только косвенно связанная с образованием.

В общем, просто хотелось поделиться своими мыслями в свете полученного опыта в разных странах. Прошу прощения, если это выглядело слишком категоричным :))) И спасибо огромное за полемику! В споре-таки рождаются истины - по крайней мере интересно формулировать то, что думаешь.


Edited at 2012-05-07 09:15 am (UTC)
a000796
May. 5th, 2012 09:32 am (UTC)
"В моей школе - а я училась во времена Гейма-Новожилова"

простите, кто такой Новожилов и какие "времена" имеются ввиду?
perlovka_blog
May. 6th, 2012 08:07 pm (UTC)
Ошибка: Новоселов.
Мне 46 лет, так что я училась в школе чуть позже Г. и чуть раньше Н.
annutta_12
May. 5th, 2012 09:20 am (UTC)
С последней частью - "о новых профессионалах" - согласна. Конечно, среди них есть интеллектуальные люди, но реально по сути это - не настолько интеллектуальные профессии, как учёный, инженер или врач-специалист. Если в обществе ориентиром поставить только количество заработанных денег и не доплачивать реальным интеллектуалам за значимый вклад в развитие страны и общества, и таким образом показывать презрение к таким специальностям, страна с невероятной скоростью будет двигаться к сырьевому придатку и банановой республике. Хуже, чем Тайланд, который сам очень многое производит. Думаю, что если общество в последнее время стало действительно свободнее, оно сможет создать общественное мнение, которое поможет изменить ситуацию.
a000796
May. 5th, 2012 09:35 am (UTC)
Вполне нормальная селекция. Для того, чтобы стать безоговорочными чемпионами мира по пинг-понгу, надо преподавать его технику с первого класса, выбирать и поощрять лучших, собирать их вместе и снова выбирать и поощрять лучших

Просто все зависит от того, какие цели ставит перед собой общество\государство
comir
May. 7th, 2012 02:03 pm (UTC)
Можно Вам возразить?
Не согласна с принципом такой селекции. Люди ведь не животные на убой ради продуктивности мяса, или выработки особых свойств у отдельных растений - во имя так же повышения качеств продукта или вообще просто получения прибыли - селекции для разнообразия других..
Хотя в этом, конечно, что-то есть. Но средства достижения искусственной все-таки для личности человека (а она может оказаться МНОГОГРАННОЙ) опережают цели индивидуального развития.

Почему государство хотело бы вырастить ТОЛЬКО чемпионов по пинг-понгу (из Вашего примера)? А завтра, например, он окажется немодным или недостаточным...
Личности же, селекционно отобранные, не разовьются в получении других возможных знаний и компетенций?

На мой взгляд, лучше постараться встать на сторону КАЖДОГО ученика, индивидуально как-то помочь ему развить максимально-возможно ЕГО собственные сильные стороны, природные задатки, сколько он их уж имеет, и более слабые - насколько сможет, не ругая и не унижая его за это.
Уверена, что среди всего населения выявились бы и отличные физики, и прекрасные лингвисты, и замечательные инженеры, и предприниматели-хозяйственники, и преподаватели по призванию, и фермеры... - все, которые бы составили действительно социальный капитал страны.
Советская образовательная система, собственно, да, скопированная с немецкой, но более демократичная в то время, она пока и сейчас продолжается в России, стремилась как-то к этому - хотя бы в провозглашенных принципах.
Не даром мы все можем назвать по ФИО наших любимых учителей (хотя, конечно, были и не очень тоже, как везде)...
Систему эту не нужно рушить пока, не подготовив чего-то лучшего. Но думать, как учить детей еще и находить творческие решения, быть самостоятельными - несомненног нужно. Вот такое мнение
annutta_12
May. 7th, 2012 02:48 pm (UTC)
Да, согласна на все сто процентов - нужно дополнять или заменять систему там, где она не работала, и прежде всего - помогая развивать творческий потенциал каждой личности. И идеи можно брать и в российской педагогике (как Вы сказали - у Рубинштейна и Выготского, Щетинина - я тоже посмотрела) и в зарубежной - но не копируя, а анализируя.
a000796
May. 7th, 2012 04:06 pm (UTC)
я не вижу никакого противоречия между нашими точками зрения. Помимо секции пинг-понга нужно еще ...дцать или даже ...десят разных. Смысл в том, что государство\общество должны помогать развивать способности детям в тех направлениях, которые государство\общество считают важными для своего существования, вкладывая в это значительные финансовые и не только средства
victoria_riepi
May. 5th, 2012 01:14 pm (UTC)
Советская система образования была скопирована с немецкой, и долгое время не развивалась. Да, физика - математика, я сама поступила сразу после школы на матмех Ленинградского университета, надо сказать, в письменной математике не было ни одного задания, соответствующего школьной программе. Это правильно? У меня была прекрасная учительница по математике, я училась в заочной математической школе при МГУ (в новосибирский интернат меня родители не отпустили, даже не сказали мне про это, когда им предложили - я заняла третье место на математической городской олимпиаде), в общем, очень все лучезарно, но матмех я бросила, до сих пор пытаюсь понять - почему? А эти экзамены по всем предметам? Зачем,когда меня интересовали только физика и математика,русский и литература тоже, но это опять - учитель(я всех учителей помню по именам)))Там, в универе, было совсем другое отношение к студентам, были дети профессуры, "умные еврейские мальчики" как клан (я не шучу), а мы - так, не пойми что, хотя мы были-то не дурней других))) А я еще такая красотка была, выпендривалась, наряжалась))) Вызывала этим раздражение, как сейчас помню, но нам-то было по 17-19 лет! До того осточертело, честно говоря. Пришла на иняз - ах, ты с матмеха, сейчас мы тебе покажем!Потом я еще здесь в Германии училась - никаких устных экзаменов, никаких фамилий, на сколько написал - все твое))) Никто не задает вопросов не по экзамену, конечно, все равно есть пристрастия и прочее, но не в такой степени, как в России. Для меня эта тема - очень интересная, дети растут, дети талантливые, смотрю, что с ними дальше будет. На Германию в смысле образования пока грех жаловаться, скорее наоборот, индивидуальный подход к детям, прекрасное отношение, чудесно оснащенные школы, постоянные технические олимпиады. А мы первый PC увидели, учась в 1988 году на матмехе, у одного студента из Мексики - на чем мы на факультете работали... В общем, дело лично каждого, кто что ищет. А все равно больше всего Нобелек делается в лабораториях Кембриджа, что в Англии, как-то там климат подходящий))) Или оборудование?
annutta_12
May. 7th, 2012 03:41 pm (UTC)
Восхищаюсь разносторонностью! Мне, к сожалению, не дано, и немного комплексовала по поводу физики и математики.
Какие у Вас интресные впечатления и опыт! Но кстати, насчёт разных предметов - именно благодаря тому, что у вас был аттестат по всем предметам, вы смогли поступить в другой по профилю вуз. В Англии, если человек выбрал на A-level английский и французский, на физмат уже поступить не удастся - надо начинать всё сначала.

А с гимназией у нас дело обстоит по-другому. Наш ород почему-то бедный, хотя здесь и аэробус, и аэрокосмическая промышленность, и Крафт, но денег на образование нет. Сын ходит вроде как в одну из лучших в городе гимназий - билингвальную с английским, но оснащение школы меня не впечатляет, хотя уровень преподавания неплохой, просто, как везде, бывают противные учителя. После Англии школа поразила откровенной бедностью - мел и доски!, но порадовало, что учителя неплохо зарабатывают.
Насчёт системы в России всё-таки была более демократическая, чем в Германии - не делили в 10 лет на умников и второй-третий сорт (хотя спецшколы были, я собствнно там и училась)
Да, дети растут, неясно, что дальше. Сын выбрал на абитур физику - кроме него выбрал ещё один мальчик, се остальные - экономику )) Но это, может быть, не показатель - может ещё где-то выбрали?
А про РС кстати - его ведь только в Америке и производили, а чуть ли не в Конституции Америке была принята попрвка Джексона - В..?, в соответствии с которой нельзя было в Союз никакое ноу-хау продавать. Поправка и сейчас действует, её никто пока не отменял.
victoria_riepi
May. 7th, 2012 05:04 pm (UTC)
Север Германии - Бремен - это бедная земля, у нас на 8000 жителей Оберкохена 8500 рабочих мест - в Оберкохене! Можете себе представить, сколько налогов у нас остается)))Экономика здесь - очень популярна, потому что за нее много платят, я поэтому и не могу работу на старости лет найти - большая конкуренция, но кто ж знал? Мой сын точно возьмет физику, это уже вопрос решенный, так сказать. У нас, тут же в Оберкохене, делают из Hauptschule - Gemeinschule, где могут учиться все дети - просто подход будет индивидуальный, и они этим очень гордятся, это новые тенденции. Когда, однако, я с классом дочери ездила в школу для особо одаренных детей (есть и такие), там с третьеклассниками старшеклассники проводили опыты с водой, так учительница этой самой школы была недовольна новым (старым) объединением, объясняя это тем, что и так одаренные дети в обычных гимназиях не получают должного развития, потому что идет равнение на среднего ученика. Я, как родитель, вызвалась поехать в эту школу, думаю Изабель туда пристроить)) Она у нас второй класс перескочила, надо вот собраться и начать ее подготавливать (туда надо экзамен сдавать - подтверждать одаренность), но туда только с 7 класса - время есть. Но какие там дети, Аня! Золотые! Никакого швабского, вежливые, с малышами возятся, терпеливо спрашивают (там надо было на вопросы отвечать))) Туда нам надо))) Сыну, жалко, уже поздно, так все время мучился, что над ним смеются, потому что он хорошо учится, правда)))
annutta_12
May. 7th, 2012 07:11 pm (UTC)
Здорово! Конечно, надо в такую школу, где хорошие отношения, где нацелены на успех и поддержку! В принципе, не так уж плохо в школе у сына - хотя бы не стыдно хорошо учиться, ребята не зазнаистые, просто перестаёшь ценить, кажется, что везде так. Значит, ваш сын тоже физику выбирает. А насчёт нацелевания на среднего ученика - в Англии придумали систему разделения на потоки по способностям, и моя дочка, например, попала в группу для не самых сильных по математике, но просто их немного по-другому учили, чем сильных, и в конце она английский ЕГЭ сдала на 5+ - значит сработало! Хорошо бы брали лучшее из разных систем образования! Но - мечтать не вредно ))
comir
May. 7th, 2012 02:28 pm (UTC)
Да, интересная и для меня тема.
В системе образования хорошо бы совместить каким-то образом и демократичность и индивидуальный подход к ученикам.
Думаю, что при желаниях на государственном уровне это возможно. Но если оно ставит такие цели, конечно.
А не занимается как раз селекцией - для стратифицирования и дифференциации населения, чтобы одни всегда только были рабочими, скажем, а другие богатели и преуспевали - не зависимо от собственных заслуг...

А с другой стороны очень важен действительно индивидуально-заинтересованный подход к ученикам, без излишней перегрузке по из более слабым качествам, при этом достаточно-высокая нагрузка и развитие творческого ответственного подхода в том, в чем ученик может преуспеть, причем развивать не одно качество, а несколько - если это возможно.
Сейчас обучение рассматривается как процесс, в течение всей жизни. Меняются профессии, убыстрилась смена и требований в разных сферах, важны и общекультурные нравственные ценностные ориентации и повышение общего культурного уровня.

Невозможно оторвать учеников совсем от коллективного обучения, убедилась по собственным детям, для них немаловажна именно первичная социализация, научиться строить отношения с другими людьми, не только те цели, которые ставят себе и им взрослые. Поэтому совсем домашнее и узко-элитное образование - думаю подходит не для большинства в обществе, а скорее для ущербных в чем-то детей.. увы
Подруга, очень хороший преподаватель математики-физики работала в платных негосударственных школах, ругалась постоянно, и на отношение к обучению детей и малограмотных часто (но богатых хамоватых) их родителей и на саму администрацию, главной целью которой было добывание из родителей денег, а все остальное, как говорится, потом. То же самое слышала многократно и от вузовских преподавателей, причем работающих и в государственных вузах, но сейчас очень много специальностей переводят почти полностью на платное обучение. результат - такой же..

Так что даже и не знаю, просто экономический подход не дал в России тех ожиданий, что предполагалось оправдать за счет денежного подхода. Школьники и студенты в большинстве сами нисколько не оплачивают свою учебу (только их родители), и ответственности не чувствуют, часто учиться идут ради диплома, а культурный уровень среди таких студентов значительно упал...

Анна, я хотела бы еще, чтобы ты прочла и оставила свои замечания у меня: http://comir.livejournal.com/280781.html?view=391117#t391117 Если еще кто-то захочет прочесть, милости просим!
Там не про шахматы, вернее, не только про них... про отношения, скорее. Немного и про обучение...
Очень ценю твое мнение и педагогический опыт!


annutta_12
May. 7th, 2012 03:28 pm (UTC)
Огромное спасибо за такой развёрнутый отклик! Очень ценю ваше мнение!

Вот это мне и не нравится в последнее время в России- объяснение, что всего можно добиться деньгами. Нельзя!!! Тем более в системе образования и в воспитании. Может быть, получится изменить общественное мнение? Но это как против ветра плевать. И всё-таки. Нельзя отчаиваться.
victoria_riepi
May. 7th, 2012 05:10 pm (UTC)
Кстати, у нас в баден-вюртемберге ввели было плату за высшее 500 евро за семестр - уже отменяют, слышала))Но не платя за обучение, нет и соответствующего обрудования, вот в чем проблема, а нет оборудования - рейтинги немецких университетов очень низки, поэтому лучшие умы уезжают в другие страны. Сын тоже не собирается в Германии учиться)))
victoria_riepi
May. 7th, 2012 05:14 pm (UTC)
А теперь еще и в гимназии будут брать всех желающих))) независимо от успеваемости учеников))Конечно, опять переполнят классы, пока отсев произойдет, тут куда не кинь - всюду клин, но они хоть меняют что-то, экспериментируют.
annutta_12
May. 7th, 2012 07:15 pm (UTC)
А где он собирается учиться? Рейтинги - дело относительное. Смотрела на дорогущее образование в Англии - по-моему, не лучше, чем в Германии, хотя, конечно, есть признанные университеты. Даша закончила Кэмбридж, так что с удовольствием могу поделиться опытом, если будет нужно.
victoria_riepi
May. 7th, 2012 07:43 pm (UTC)
Кэмбридж - это может быть, но он пока интересуется космосом и ракетостроением, есть в Калифорнии университет - поставляет НАСА конструкторов, но кто знает, что будет у него через два года в голове, но про Кэмбридж теперь есть у кого спросить)))
annutta_12
May. 11th, 2012 11:55 am (UTC)
Невероятно - у меня тоже сын космосом интересуется, но ему ещё три года учиться, тоже не знаю,сохранится ли желание. Он посмотрел на немецкие и голландские университеты - вроде тоже инженеров хороших готовят. За американские университеты огромная плата.
victoria_riepi
May. 11th, 2012 12:10 pm (UTC)
Carl Zeiss AG оплачивает учебу за границей детей сотрудников, как говорится, дает стипендию. Налоги с этого мы платим сами)) Так, поездку сына в Китай нам оплатили. Знаю людей, у которых дети таким образом учатсяв США, поэтому Америку мы тоже рассматриваем)))Конечно, Гарвард мы не потянем, но он туда и не собирается))
annutta_12
May. 11th, 2012 12:19 pm (UTC)
Неверояроятно! Американская техническая корпорация мужа жмотится даже на билеты на конференцию для сотрудников, не то что на стипендии для их детей. Совершенно другая политика у фирмы ((:
victoria_riepi
May. 11th, 2012 12:43 pm (UTC)
У них сейчас дела очень хорошо идут, вот в кризис они перестали стипендии выделять, а потом опять начали)) Надеемся на это, но пока еще рано рассуждать, это, конечно, все от Алеши будет зависеть, но что-то не настроен в Германии учиться, и в США ему понравилось, считает, что там люди богаче живут))) Дома больше, земли много))считается, что американцы больше платят))) Немцы так скуповаты даже на высококлассных специалистов, многие хотят в штаты уехать хоть на время поработать))
victoria_riepi
May. 7th, 2012 08:01 pm (UTC)
victoria_riepi
May. 7th, 2012 03:07 pm (UTC)
кстати, про графены и Гейма опять же в последнем new scientist - целая вкладка))) Приду домой - пришлю ссылку))
( 27 comments — Leave a comment )

Profile

Майское цветение
annutta_12
annutta_12

Latest Month

November 2020
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek