annutta_12 (annutta_12) wrote,
annutta_12
annutta_12

Category:

Пелевин - обсуждение в литературном клубе

Вчера провели вторую встречу литературного клуба в зуму- с друзьями «посидели» в Зуме и на этот раз попробовали обсудить книгу Пелевина 2019 года «Искусство легких касаний».
Сама я не очень большой энтузиаст этого писателя, единственная его книга, которую смогла дочитать до конца и оценить за гениальное отражение эпохи девяностых - это «Дженерейшн Пи», но мне хотелось понять:
изменился ли стиль писателя за последние двадцать лет,
а также чем же все-таки он так цепляет и почему остаётся на гребне волны.
Ну и кроме того, если некоторые считают, что есть женское чтение, и относят Улицкую к этому типу, меня заинтересовал вопрос - есть ли мужское чтение и относится ли к нему Пелевин.

Книга «Искусство легких касаний» состоит из трёх повестей и моя идея была ограничиться первой для тех, кто не сможет «продраться» дальше.

БОльшая часть первой повести «Иакинф» написана как рассказ о происшедшем с компанией приятелей в горах Кавказа, но также и как современный миф о древнем боге, требующем жертвоприношения. Часть наших читательниц решила ограничиться этим образцом прозы автора, объяснив, что им отвратителен стиль и вообще весь подход к изображению людей: в повести они схематичны и плоски, и в центре повествования не их поведение, мысли, поступки, а история, написанная непонятно в каких целях - то ли ужаснуть, то ли расшевелить недобрые чувства. Одна читательница отметила коммерческую подоплеку в мотивах написания этого произведения: можно пошагово проследить, как сделан расчёт на то, чтобы привлечь внимание публики.

Я восприняла первую повесть как начало квеста и попыталась отрешиться от того, что мне не понравилось. Уверилась, что необходимо прочитать следующие части, чтобы понять загаданное писателем, много лет увлекавшимся эзотерикой.

Вторая повесть никак не связана по содержанию с первой. Это как будто бы пересказ с комментариями и разбор длинного произведения некоего Голгофского, объясняющего свою теорию химер и гаргольей (водосточный жёлоб, оформленный в виде гротескного персонажа, на готических соборах и средневековых зданиях) на примере исторических событий и конкретно на деятельности некоего генерала, запускающего химеру в американское общество с целью сделать его похожим на советское времён застоя.
Впрочем лирический герой замечает, что «вышеперечисленных ватных мнений Голгофского мы не разделяем даже в шутку»...

В этой части у Пелевина много интересных и оригинальных мыслей, замечательных находок с игрой слов, но чтобы до них докопаться, приходится продираться через «тонну словесной руды», а скорее даже откровенного шлака.
Вот настоящая находка:
рынкомор - сразу понятно, что имеется в виду, правда? - в девяностые смертность превышала рождаемость на около миллиона в год, переход к рынку унёс много жизней.

В общем писатель, как и двадцать лет назад, отражает развитие событий в России и в мире, на этот раз с «геомистической» точки зрения.

«Ну в таком варианте изложения мы бы почитали», - сказали читательницы нашего клуба после того, как мой супруг стройно изложил содержание.

Третью повесть я начала, но после нескольких страниц отложила. Все же это напоминает поиск золота в канализационных люках, и непонятно, золото ли ты находишь.

В общем часть нашей группы пришла к выводу, что не понимает, зачем Пелевин так старательно приправляет свои интересные рассуждения гадостными описаниями и нецензурной лексикой. Впрочем, наш друг объяснил, что это для него лично не является фактором отторжения. Чисто в процентном соотношении книга понравилась одному мужчине и одной женщине, а нам с супругом показалась любопытной и будоражащей мысли.

Попытались найти интервью с писателем, но оказалось, он никогда не появляется на публике. Нашли документальный фильм о нем, выпущенный в 2012 году в честь его пятидесятилетия, довольно интересный, там о нем рассказывает главный редактор журнала «Знамя», где появился первый рассказ Пелевина. Писатель не появляется даже забрать награду и премию.

Прошу прощения, что так много.

А вам нравится Пелевин?
Tags: Размышления, Чтения, Что читала
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Англия и Германия- похожие, но очень разные

    Попадаешь в Англию из Германии и как будто перелетаешь на другую планету. Можно сказать, другой вариант той же цивилизации, хотя в истории много…

  • Пробежимся по Оксфорду

    По пути к «месту назначения» из места прибытия в аэропорт заехали в Оксфорд. Больше всего меня поражает, что несмотря на разросшийся кампус одного из…

  • «Осознанная некомпетентность» при переезде

    Разговаривали с моей приятельницей о том, как сами и знакомые оказались в Германии. Какие разные пути и как по-разному принимает принимала страна…

  • Двадцать один урок для 21-ого века от Харари - наше обсуждение

    Некоторые книги хочется обсуждать, а есть такие, которые хочется оставлять для себя. Харари «21 урок для 21-ого века» - это точно для обсуждения,…

  • Посещение Вюрцбурга в пандемию

    Свобода передвижения по Германии относительная: нельзя в общественных местах появляться без масок. Или неправильно их носить. Это я хорошо запомнила…

  • Садово-погодное

    Уже неделю как вернулись из разъездов, но я все никак не могла собраться с силами описать основные моменты путешествия. Списываю на жару: все дни…

promo annutta_12 august 11, 2019 08:00 49
Buy for 10 tokens
Наш внешний мир состоит из материальных вещей, сопровождающих нас какое-то количество лет и отживающих свой век. Как-то незаметно они исчезают из нашей жизни. Но есть те немногие, которые незаметно перекочёвывают из эпохи в эпоху. Таких вещей совсем немного, тем более в России, понесшей огромные…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments