annutta_12 (annutta_12) wrote,
annutta_12
annutta_12

Categories:

Пример современной немецкой оперы



Каждая попытка сходить в местный театр на оперу и прикоснуться к искусству напоминает психологический эксперимент с испытуемыми- нами, где основная задача увидеть, какая реакция будет теперь. Примерно раз в два года мы экспериментируем, поскольку жажда прекрасного затмевает предыдущий неудачный опыт, ну и появляется надежда: ведь визуальный ряд не сможет испортить волшебную музыку. В этот раз это был Моцарт, „Don Giovanni“,«Дон Жуан», одна из наиболее излюбленных опер в мире. Сюжет с соблазнителем женщин основан на пьесе испанского автора 17-ого Тирсо де Молина, который, как считается,  хотел своей пьесой показать, что за грехи нужно ждать расплату.  Любопытно, что в оперных постановках конец может быть совершенно разным.

Нас пригласили сходить хорошие немецкие знакомые, так что мы решили их поддержать.

Результат можно сформулировать, вспомнив старую жесткую шутку: «несмотря на все усилия врачей, пациент остался жив». Да, именно так: несмотря на все усилия режиссера, (кстати, это была женщина), превратившей сцену в грязноватое серое мокрое (сверху распылялась вода) пространство с разбросанными там и сям будто горелыми кочанами капусты, мы смогли-таки насладиться великолепной музыкой и хорошими голосами.

Но визуальный ряд все же оставил отвратительный след: не знаю, почему в современной сценографии раздевание до нижнего белья (нам ещё повезло) и неприличные жесты считаются верхом оригинальности. Догадываюсь, что это подаётся как достижение - смотрите, какая у нас свобода! Слышала мнение, что такого рода проявления в Германии стали реакцией на период униформ.
Возможно, публичное раздевание - признак закомплексованности?

Ещё удивил текст оперы,- мы читали перевод на немецкий в субтитрах над сценой, поскольку опера, конечно же, исполнялась на итальянском- смысл слов не сочетается с бархатными голосами и нежной музыкой, но это каноны 17-ого века.

Насколько смелыми были режиссерские решения, можно судить по этим фотографиям из брошюрки (фотографировать строго воспрещалось):
Дон Жуан- при всей эмоциональности неясно было, зачем он выбежал именно в том месте оперы с топором.




Во втором действии Дон Жуана привозят на на сцену в огромной тачке, у него страшные гнойные раны на ногах и окровавленная несвежая ночная рубашка, Лепорелло же выступает в трусах. Пожалуй, лишь одна певица - исполнительница Донны Эльвиры, кореянка, остаётся верной классическим традициям, кстати, именно ей удаётся изобразить чувства героини. Не знаю, что изображали другие. Впрочем, иногда эффект некого философствания и диалога со зрителем все же создаётся.



Интересно, что публики было не так много, главный театр города, напоминающий слегка отремонтированный дом культуры, был заполнен на треть. Правда это были большие поклонники такого стиля, в конце они выражали восторг громкими аплодисментами.
Мы сидели на пятом ряду, все ряды перед нами, кроме первого, были свободны. Билеты не безумно дорогостоящие, примерно как средние в Москве.

Фотографию успела сделать перед началом второго действия:



Интересно, почему в современной театральной режиссуре такие тенденции достаточно популярны, по крайней мере в Германии? Создается впечатление, что их даже продвигают, поскольку альтернативу, классические постановки очень трудно найти.
Tags: Германия, Театр
Subscribe

Posts from This Journal “Театр” Tag

promo annutta_12 august 11, 2019 08:00 49
Buy for 10 tokens
Наш внешний мир состоит из материальных вещей, сопровождающих нас какое-то количество лет и отживающих свой век. Как-то незаметно они исчезают из нашей жизни. Но есть те немногие, которые незаметно перекочёвывают из эпохи в эпоху. Таких вещей совсем немного, тем более в России, понесшей огромные…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments