Как уже упоминала, высокогорный район Анд - место рождения и выведения картофеля. Именно на высоте трёх километров и даже выше были сделаны находки древних плантаций. Считается, что местные жители начали использовать картофель в своей кухне 2000-3000 лет до нашей эры, а в Европу его привезли испанские монахи в 1530-х годах.
И до сих пор очень многие семьи кормятся чуть ли не исключительно картофелем. У многих есть наделы земли, которые вспахивают или плугом (мы видели, как пашут на волах), или трактором, который берут напрокат.
Наш экскурсовод сказал, что лишь около 10 процентов остаётся на продажу.
Мы были в сентябре, все поля стояли пустыми, снимают всего один урожай в год.
Интересно, как хранят картошку: перекладывают ее местной мятой, имеющей бактерицидные свойства. (А мы по этому принципу переложили собранные яблоки бумажными полотенцами).




Проезжали через многочисленные деревеньки-городочки в Андах. Люди живут по-разному, в основном, очень непросто. В некоторых домах мы даже не видели стекол, наверное, это не дешевое удовольствие; много брошеных недостроенных коробок и коробочек. Но порадовало, что везде есть хорошие крепкие здания школ, а рядом обязательно имеется стадион, часто под крышей, и почти всегда там кто-нибудь играет. Футбол- любимая игра.









Можно сказать, что в Андах - несколько этажей, на каждом - своя климатическая зона. На 1000 метров пониже, т.е. на высоте около двух
с половиной километров, температура теплее, и там выращивают другие сельскохозяйственные культуры, например, в то время, как около Куско на полях мало, что росло, вдоль железной дороги, когда мы спустились на километр вниз, стали попадаться поля с кукурузой:

Ощущение там все же удивительное, такое умиротворение, когда едешь среди полей и смотришь на горы-великаны!
Что действительно хорошо в этой глубинке, так это довольно многочисленные неплохие дороги к туристическим местам. Туризм - чуть ли не самый важный источник дохода для множества людей, и государство поддерживает инфраструктурой.
Ну и напоследок- местные жители, продававшие сувениры или наряжавшиеся для фотографий. Никто там не попрошайничал, а всегда старался каким-нибудь способом заработать, при этом свой товар не навязывал.





Очень хочется, чтобы у этих людей- тружеников становилось больше возможностей. Все, конечно, постепенно развивается, но не идёт ни в какое сравнение с Китаем, который осмысленно развивает разные части своей страны.

Journal information