annutta_12 (annutta_12) wrote,
annutta_12
annutta_12

Category:

О балете Ноймайера "Нижинский" в Гамбургском театре - больше, чем слова

"Не все еще слова созданы, поэтому существует танец" - не помню, кто говорит эти слова в чудесном фильме "Анна Павлова" (1983), который мы пересмотрели перед поездкой в Гамбург на балет "Нижинский" ("Nijinsky"), созданный мэтром современной хореографии Джоном Ноймайером.

Год назад меня поразила танцевальная постановка Ноймайера по пьесе Чехова "Чайка", которая невероятным образом  глубоко раскрывала суть произведения через движения и пластику.

Но к балету "Нижинский" я относилась с опаской, особенно прочитав о звезде "Русских сезонов" Дягелева на английской википедии, к удивлению подробно рассказывающей о судьбе танцора. Нижинский, до сих считающийся  богом  балета  начала двадцатого века, - также и хореограф-экспериментатор,  проведший, к сожалению, тридцать лет, т.е. половину жизни  в психиатрической клинике. Есть градации в передаче тяжести  и мрачности состояний человека, и нужно сказать, что интуитивно стараюсь избегать погружения в темноту подсознания героев в постановочных произведениях.


И тем не менее Ноймайер использует именно этот прием - погружает зрителя в воспоминания и ощущения танцора, вынужденного оставить из-за болезни рассудка то дело, которому был предан всю жизнь. Но хореограф своей постановкой пытается ответить на вопрос - что привело к трагедии  выдающегося талантливого артиста, и создает балет- раздумье над судьбой человека, искавшего свой оригинальный путь в искусстве.

 У Ноймайера свой уникальный стиль в постановках,  можно даже сказать, что он пишет прозу танцем, и получилось многостраничное глубокое исследование разных сторон жизни и творчества Нижинского. Мы видим и проживаем в искаженном восприятии его детство в артистической семье,  отношения с Дягилевым,  женитьбу на венгерской аристократке Ромоле Пульской во время его гастролей по Латинской Америке, создание удивительных образов на сцене – просто-таки скульптурного фавна из поставленного в Париже им самим балета на музыку Дебюсси, Петрушку из балета Стравинского,  партию Раба из «Шехеразады» на музыку Римского-Корсакова. И ведь всё это Ноймайер восстанавливает лишь по оставшимся рисункам костюмов и немногочисленным фотографиям.

В балете Ноймайера весь этот фейерверк экспериментального искусства балета накрывается тенью Первой Мировой Войны.  Пожалуй, самые сильные сцены в его рассказе о Нижинском показывают уродство войны, бессмысленную гибель молодых людей. В программке говорится, что  балет «Нижинский» впервые появился на сцене гамбургского театра  в 2000 году, но затем был снят и в новом переделанном виде был включен в репертуар в 2016 году.  Очень заметно, что хореограф вложил много  чувств и эмоций в создание сцен войны и я бы сказала, что получился анти-военный балет. Хотя Нижинский был далек от войны, его тоже  коснулся начавшийся хаос в Европе: он был интернирован и провел долгое время под домашним арестом.

В том, с какой трепетностью выписывается каждая сцена в этом повествовании – многофигурно, с новыми формами и линиями танца, основанного на классическом балете, как подобрана музыка, чувствуется глубина переживаний создателя постановки. Кода смотрела, подумала, что, возможно,  Ноймайер ощущает себя хореографом, который в чем-то ассоциирует себя самого с героем своей постановки, видит себя последователем Нижинского в деле создания новых балетных форм.

Уже после спектакля, прочитав программку, удивилась, насколько это верно. Ноймайер сам выбрал себе судьбу, прочитав в десятилетнем возрасте книжку «Трагедия Нижинского». Он жил в маленьком американском городке Милуоки, не имеющем никакого отношения к балету, а книжка оказала на него такое сильное впечатление, что он уже тогда  проникся желанием создавать новое танцевальное искусство на сцене. Как он попал в балет - совершенно уникальная история. Скорее всего, для Ноймайера «Нижинский» - апофеоз его карьеры, благодарность своему кумиру за вдохновение на выбор пути.

То, что сделал в жизни Ноймайер - недостижимая мечта многих артистов, ведь он полностью с нуля создал свою труппу, которая на глазах становится сильнее и по составу интернациональна, с ним работает  великолепный оркестр, он творит вдохновенно и получает поддержку, признание  и благодарность зрителей.

Конечно, не всем и не все может нравиться в созданном Ноймайером, что-то взрывает принятые танцевальные и в какой-то мере эстетические нормы, но мне кажется, у него нет стремления шокировать публику или создавать новые формы без содержания. Я увидела там попытку пробуждать чувства добрые, как у Пушкина («Чувства добрые я лирой пробуждал»).

Выход в гамбурский театр сам по себе был очень приятен. Интеллектуальная (хотя бы на вид :)) публика красиво и со вкусом одета, многие мужчины в костюмах с галстуком, женщины в красивых изящных платьях, зал был полон и атмосфера в театре очень позитивная.


«Нижинский» Ноймайера стоит в одном ряду с «Красной Жизелью» Эйфмана, каждый хореограф выступает еще и режиссером в постановках, каждый привносит своё видение судьбы героя, каждый создает свой язык. Убеждаешься, современный балет может быть настоящим сильным искусством, способным донести подчас больше, чем слова.

И еще раз подумалось- сколько в России в начале двадцатого века появилось звезд в каждой области, оказавших сильнейшее влияние на развитие всего мирового искусства.





Tags: Германия, Театр
Subscribe

Posts from This Journal “Театр” Tag

promo annutta_12 august 11, 2019 08:00 49
Buy for 10 tokens
Наш внешний мир состоит из материальных вещей, сопровождающих нас какое-то количество лет и отживающих свой век. Как-то незаметно они исчезают из нашей жизни. Но есть те немногие, которые незаметно перекочёвывают из эпохи в эпоху. Таких вещей совсем немного, тем более в России, понесшей огромные…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments