?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Четыре дня по вечерам припадали к экрану телевизора, чтобы посмотреть, нет, прожить, фильм Шахназарова "Анна Каренина". Мы получили огромное удовольствие.

Телевизионный сериал сделан очень гармонично: он психологический, зрелищный, тонкий и философский, и что самое главное, в нем отразилась мощь романа: объемное изображение характеров, со множеством оттенков чувств и переживаний, со своей логикой развития, показаны не положительные и не отрицательные герои, а настоящие люди во всем своем противоречии. Своим фильмом Шахназаров пытается ответить на вопрос, почему Анна выбрала такой конец, и был ли он неминуем.   Что же это было: сильнейшая любовь, всепоглощающая страсть, человек,  родившийся не в свою эпоху, эгоизм, глубина переживаний и страданий?

Но в отличие от предыдущих трактовок, режиссер вводит дополнение к сюжету  - мы смотрим на события глазами постаревшего Вронского, встретившегося с сыном Анны на японской войне 1905 года.

Для чего Шахназаров обратился к роману Вересаева?Мне кажется, физические страдания раненых проходят как параллель страданиям нравственным и духовным. Таким образом зрителю дается время не только прочувствовать, но и осмыслить происходящее, взглянуть немного более отстранённо, философски на события тридцатилетней давности. И может быть, даётся возможность задаться вопросом: а как отразилось произошедшее на судьбе героев, повлияли ли они на будущее?  Иными словами, новый телевизионный фильм - не просто экранизация романа Толстого, а осмысление режиссером целой эпохи. Попытка заставить и нас задуматься об этом. Можно ли увидеть черты в обществе, которые приведут к поражению в японской войне через тридцать лет? А может быть, уход Анны из жизни приравнивается к моральному поражению и разрушению?!

Фильм очень красивый, и красота и детали фильма символичны.  На мой взгляд, режиссеру удалось воссоздание колорита эпохи с убранством роскошного дома Карениных и усадьбы Вронского, с изысканными нарядами, с подробностями быта, но не чрезмерными.

Также получилось у режиссера отразить суть  времени с принципами и условностями, важными для того общества. Нет, конечно, невозможно было вывести все линии, и например, нет линии Левина, занимавшего  в романе важное место,  фильм строится из узловых моментов, выделенных режиссером для понимания отношений между Анной, Вронским, Карениным и сыном Серёжей.

 Честно говоря, когда я увидела в первых кадрах Боярскую в роли Анны, приехавшую в гости к Облонским, чтобы уладить их семейные дела, подумала, что она какая-то искусственная, неглубокая и с желанием выглядеть как в импортных европейских телевизионных сериалах. (Ничего не имею против, только не хотела подражания). И как же я ошиблась, игра Боярской оказалась полной противоположностью моего первого впечатления. Боярская сыграла очень сильную, яркую личность, именно такой характер, какой способен держать всех в напряжении. Может быть, по исступленности ближе к Настасье Филипповна в "Идиоте" у Достоевского. Не ожидала.

Вронский в трактовке Матвеева, мужа Боярской, показался мне сначала слишком положительным. Нашла у Толстого такие слова о нем в начале романа: "В его петербургском мире все люди разделялись на два совершенно противоположные сорта. Один низший сорт: пошлые, глупые и, главное, смешные люди, которые веруют в то, что одному мужу надо жить с одною женою, с которую он обвенчан, что девушке надо быть невинной, женщине стыдливою, мужчине мужественным, воздержанным и твёрдым, что надо воспитывать детей, зарабатывать свой хлеб, платить долги, -и разные тому подобные глупости... Но был другой сорт людей, настоящих, к которому они все принадлежали, в котором надо быть, главное, элегантным, красивым, великодушным, смелым, веселым, отдаваться всякой страсти не краснея и над всем смеяться".

У Матвеева Вронский какой-то спокойный, безмятежный всегда, и понятно, почему Анна была не уверена в его любви- ей не хватало огня, тепла.

Мне понравился Каренин, сыгранный Кищенко, который показался тоже немного более человечным, чем в романе. Толстой показывает, что его решение не дать развод Анне было основано на желании не выставлять себя в дурном свете, в фильме же он больше беспокоится о страданиях жены. Впрочем, как и романе, образ героя сложен и неоднозначен.

Чувства главных героев под конец так напряжены, что смотреть на их отношения - мучение.

Можно ли попытаться сделать вывод из чужих ошибок? Можем ли мы себя узнать и признать что-то, и постараться измениться? Фильм показывает, как поведение людей обусловлено их характером, как невозможно выйти за рамки своего понимания ситуации. И все же...

Когда читала роман, меня не покидало ощущение, что Толстой хочет показать вину Карениной, но его морализаторство перекрывается талантом писателя, способного создавать многосторонние образы. И то, что получилось у Боярской показывает, как многое в отношениях зависело от Анны, и как разъедает душу то чувство, которое сначала казалось светлым...

Конечно, роман больше, чем фильм, и ещё будет множество попыток его экранизировать и понять... Сериал, созданный Шахназаровым, мне кажется очень достойной работой. И важной для современности.

Как вам фильм, если вы смотрели?
promo annutta_12 august 11, 2019 08:00 49
Buy for 10 tokens
Наш внешний мир состоит из материальных вещей, сопровождающих нас какое-то количество лет и отживающих свой век. Как-то незаметно они исчезают из нашей жизни. Но есть те немногие, которые незаметно перекочёвывают из эпохи в эпоху. Таких вещей совсем немного, тем более в России, понесшей огромные…

Comments

( 33 comments — Leave a comment )
jack_bird
Apr. 21st, 2017 06:06 pm (UTC)
Первый положительный отзыв, и то из-за границы. А бранят дружным хором.
Я кино совсем не могу смотреть, и Толстого, каюсь, недолюбливаю, и "Анну Каренину" в особенности, так что не судья
annutta_12
Apr. 21st, 2017 06:17 pm (UTC)
Надо же, первый по-настоящему хороший фильм, а бранят.
Я перечитывала роман лет десять назад, смотрела сериал, снятый Соловьевым, но не зацепило так, как сейчас.
skarapey
Apr. 21st, 2017 06:48 pm (UTC)
вы говорите любовь??
агромадная и сильнейшая?
где любовь, покажите, плииз)
истерики, надрыв, недоумение, секс, пошлость, банальности - что угодно есть.
а где любовь в этой экранизации?
annutta_12
Apr. 21st, 2017 06:54 pm (UTC)
Так в этом и суть романа- каждый по-своему понимает любовь. Каренин любит Анну, это его любовь, то, что Анна испытывает к Вронскому, она называет любовью и требует любви от него. Вронский тоже думает, что любит... Но на вопрос выросшего Сергея Каренина "Так вы любили её?" - отвечает "Вот, купил у китаянки трубку". И в жизни так - непонимание из-за того, что мы по-разному понимаем и называем чувства...
(no subject) - skarapey - Apr. 21st, 2017 06:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - annutta_12 - Apr. 21st, 2017 07:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skarapey - Apr. 21st, 2017 07:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - annutta_12 - Apr. 21st, 2017 07:32 pm (UTC) - Expand
vera_every
Apr. 21st, 2017 08:58 pm (UTC)
Я не видела фильм, но отзыв прочитала с большим интересом. Если буду смотреть, то одним из мотивов будет сравнить впечатления с вашими. Я люблю и Толстого, и этот роман, и экранизацию с Самойловой в главной роли.
annutta_12
Apr. 21st, 2017 09:11 pm (UTC)
Вера, большое спасибо, что прочитали! Мне было бы очень интересно узнать Ваше мнение о фильме. К стыду своему, не помню ту знаменитую экранизацию, смотрела сравнительно недавно сериал Соловьева, который тогда не зацепил. А вот родители вспомнили любимый ими фильм, но к моему удивлению, им новая экранизация понравилась.
julia28
Apr. 22nd, 2017 02:41 am (UTC)
А где его можно посмотреть?
annutta_12
Apr. 22nd, 2017 06:48 am (UTC)
Фильм шёл на РТР Планета. Думаю, можно найти в интернете в архиве канала.
lady_catari
Apr. 22nd, 2017 04:35 am (UTC)
Не увидела знакомых героев.
Диалоги, интонации, подбор артистов - всё раздражало.
annutta_12
Apr. 22nd, 2017 06:54 am (UTC)
Думаю, многим именно это и не понравилось: уже есть сложившееся представление, все уже пережито, а новая трактовка требует как бы начать с чистого листа.
Мы смотрели с родителями, они сначала тоже были недовольны, а потом папа взял роман, начал перечитывать, и с удивлением заметил, что новый фильм тоже отражает суть книги.
Мне было интересно разгадывать, как увидел роман Шахназаров, почему он решился на развитие сюжета. Все же очень много размышлений и усилий пошло на создание фильма, это чувствуется.
leka_yurevna
Apr. 22nd, 2017 06:45 am (UTC)
А я как раз из-за Боярской и не стала смотреть. Через пять минут просмотра поняла вдруг, что на образ Анны у меня накладываются другие роли актрисы. Впечатление мне не понравилось, оттолкнуло и я переключила. Теперь, прочтя ваш отзыв жалею :0)
Но думаю его не в последний раз показывали, так что при случае все же посмотрю.
annutta_12
Apr. 22nd, 2017 06:58 am (UTC)
Да, понимаю, я тоже с трудом заставила себя не выключать в самом начале, но все же было интересно посмотреть, что хотел сказать режиссёр. Тоже удивилась, когда увидела развитие образа Анны Боярской. Может быть, не совпадает с тем, как мы представляли, но это возможная трактовка.
dear_madam_p
Apr. 22nd, 2017 10:04 am (UTC)
Аня, как же похоже наше восприятие!)
Повторяться не буду, Вы уже читали мой отзыв. Ваша точка зрения по поводу совмещения Толстого и Вересаева показалась интересной, возможно так и есть.
Кстати, имение Вронского снимали в Тульской области, и это его описывал Толстой в романе. Бобринское, так оно называется, было подарено Екатериной своему внебрачному сыну от гр. Орлова графу Бобринскому. Сейчас там приятный музей. Я писала о нем но, наверно, еще до нашего знакомства.
annutta_12
Apr. 22nd, 2017 11:29 am (UTC)
Да, у нас похожие суждения!
Очень интересно про поместье. Почитаю!
(no subject) - dear_madam_p - Apr. 22nd, 2017 11:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - annutta_12 - Apr. 22nd, 2017 07:39 pm (UTC) - Expand
fenster99
Apr. 22nd, 2017 01:52 pm (UTC)
Аня, очень хорошая, интересная и глубокая рецензия на фильм получилась у вас. Я, к сожалению, пропустила начало фильма, поэтому смотреть его не стала, хотя мне было интересно и некоторые фрагменты я увидела, но планирую посмотреть фильм потом в интернете.
annutta_12
Apr. 22nd, 2017 07:41 pm (UTC)
Люда, спасибо большое, я вчера довольно долго писала, всё думала, как сформулировать то, что почувствовала во время фильма.
Мне будет очень интересно узнать Выше мнение о фильме.
Поняла, что вызывает спорные мнения, но тем интереснее!
galina_2015
Apr. 22nd, 2017 02:23 pm (UTC)
Спасибо вам за ваш отзыв! Мне тоже фильм понравился. Очень многие отрицательно отзываются об этой работе. Как когда-то современники отзывались и о самом романе. А он живет и остается современным. Великое произведение великого писателя!
annutta_12
Apr. 22nd, 2017 07:44 pm (UTC)
Большое спасибо Вам!
Удивительно, что люди так ополчились против фильма Шахназарова, даже если не согласуется с тем, как они это себе представляют, мне кажется интересно понять, как увидел роман режиссер.
(no subject) - galina_2015 - Apr. 23rd, 2017 02:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - annutta_12 - Apr. 25th, 2017 03:51 pm (UTC) - Expand
olga_e_s
Apr. 25th, 2017 08:29 am (UTC)
Спасибо за интересный отзыв, обязательно посмотрю, если найду. И захотелось перечитать роман, читала в юности, сейчас наверное будет понятнее, но и тогда впечатление было сильнейшее. И еще, мне очень понравилась британская экранизация 2012 года. Мне показалось, так мог бы снять русский режиссер. Особенно понравилась идея использования театральных декораций вместо съемок на местности. Учитывая любовь дореволюционной России к театру, это очень логично уложилось в мое собственное представление о Росии тех времен. Стоит посмотреть.
annutta_12
Apr. 25th, 2017 03:55 pm (UTC)
И Вам большое спасибо!

Да, роман каждый раз по-другому воспринимается, и мне тоже показался сейчас понятнее.
Думаю, Вы найдёте фильм в архиве программ РТР планета.
Спасибо за рекомендацию британского фильма, я даже его купила в свое время, но откладывала, всё же грустный и тяжелый фильм, нужны силы.
(no subject) - olga_e_s - Apr. 25th, 2017 05:06 pm (UTC) - Expand
sergmarchuk
Apr. 29th, 2017 10:27 pm (UTC)
Весь сыр-бор вокруг шахназаровской "Анны Карениной" завертелся из-за Елизаветы Боярской. Вернее из-за того образа Карениной, который получился у них с Шахназаровым. Все в общем-то согласны, что декорации превосходны, весь быт передан впмлоть до мельчайшей детали, остальные актёры тоже всех вполне устраивают, особых баталий по этому поводу не наблюдается. А вот трактовка образа Анны у большинства вызывает активное неприятие и вот, как мне кажется, почему. В прежних постановках и у Толстого Анна всё же не такой приземлённый персонаж. Это , можно сказать, оступившийся, страдающий ангел. У Боярской это истеричная женщина, местами довольно вульгарная, с замашками проститутки , плюющая на условности света и не особо пекущаяся о близких. В Боярской, как это ни странно, мало женственности, нет той загадочности, эротичности (именно эротичности, а не вульгарной сексуальности), мягкой силы Анны. Её трактовка максимально приближена к современности. Как если бы Каренина жила сейчас, этакое современное прочтение романа в старинных декорациях. И это вызывает огромный диссонанс, какую-то неуместность, наигранность происходящего. Как у молодых актёров, когда роль вроде бы и читается со старанием и чувством, но не проживается, не проигрывается. В этом и весь недостаток, когда режиссёр не угадал с главным героем, вернее с ожиданиями зрителей по поводу этого героя. Думаю, это ощущение сложилось у многих... В этом нет никакой трагедии. Фильм и должен кому-то нравиться, кому-то нет. Экранизация вообще довольно обязывающий жанр. Каждый уже заранее видит её по-своему. И каждый по-своему прав. Кинематограф, как живопись, музыка, гастрономия - на вкус и цвет... Каждый имеет право на своё мнение, которое может не совпадать с мнением других...))
annutta_12
Apr. 30th, 2017 06:12 am (UTC)
Да, согласна. Мне даже одна знакомая подала такую мысль: у каждого времени своя Анна Каренина, и у современности - вот такая.
И ещё Вронский слишком вялый, безвольный, в отличие от того, каким он описан в романе.

Наверное, лучше бы в заголовке стояло "по мотивам романа "Анна Каренина".
И все же хорошо, что хочется сразу после экранизации взять роман и сравнить.
(no subject) - sergmarchuk - Apr. 30th, 2017 07:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - annutta_12 - Apr. 30th, 2017 08:12 am (UTC) - Expand
( 33 comments — Leave a comment )

Profile

Майское цветение
annutta_12
annutta_12

Latest Month

November 2020
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek