?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В статьях, написанных на разных языках, мы часто встречаем обобщения относительно наших эмоций, вроде следующего: "мы улыбаемся, когда нам радостно". А когда готовилась к экзамену по немецкому,  попался текст по научно-популярной психологии, в котором прочитала, что "женщины всегда улыбаются, когда делают ошибки".  Меня это так озадачило, что я запомнила, потому как к себе никак не могла отнести это заявление, и мне подумалось, что это скорее всего и показывает, что психологи в разных странах распространяют свои наблюдения на всех людей, не проверяя, работает ли это в других культурах. А оказывается, кроме понимания языка, ещё и полезно понимать выражения лиц людей.
Переехав в северную Германию из северной Англии, я обратила внимание, что прохожие на улицах не улыбаются незнакомым людям, как это  принято у англичан, особенно в небольших городах. Но особенно меня поразили мрачноватые выражения лиц женщин в транспорте,   на работе в учреждениях, на регистрации на самолет...
И подумала, что они, должно быть, грубоватые и недоброжелательные. Но выяснилось, что причина их неулыбчивости совсем в другом.

Открытие для себя я сделала совершенно неожиданно, когда показывала студентам отрывок из дискуссионной программы на БиБиСи. Поскольку я разрабатывала новую методику преподавания, то решила спрашивать студентов о каждом выражении лица и каждом жесте. Анализировали, что и как говорили участники дискуссии. "Итак, почему здесь женщина улыбнулась?" - задала я вопрос, обращая внимание студентов на улыбку одной из говоривших при ответе на вопрос ведущего о её мнении - "Да потому что она пыталась скрыть свою некомпетентность," - уверенно ответил мне один молодой человек. Нужно сказать, что я так была ошарашена неожиданностью такого толкования улыбки, что чуть не потеряла дар речи. "А вы что  думаете," - обратилась я к остальным в группе из двадцати человек. "Да, это наиболее возможный вариант,"- отвечали мне остальные, и в других группах повторялось то же. И только парочка человек, которые приехали по обмену из Южной Африки (страны с сильным британским культурным влиянием) смогли объяснить улыбку как проявление иронии, юмора, сигналом, что последует шутка.

Я стала рассказывать эту историю своим немецким коллегам, в основном женщинам, и они неожиданно для меня подхватывали: «Да, действительно, но разве мы не улыбаемся или смеёмся, если ошиблись?!» «Нет, конечно нет!» - мысленно отвечала я им.

А некоторые мои знакомые, услышав этот рассказ, воскликнули: «Ах, вот почему, возможно, моё резюме не имело успеха: я там на фотографии улыбаюсь».

Оказывается, в немецкой культуре женская улыбка в серьёзных ситуациях (в дискуссиях, на работе) связывается с некомпетентностью.

Так вот почему у женщин часто встречаются серьёзные, неулыбающиеся лица. Они стараются выглядеть компетентно. Мой коллега-англичанин с этим наблюдением тоже согласен.

Отсюда: http://blog.bliubliu.com/they-speak-german-in-germany/

Нужно сказать, что за последние годы поведение людей в Германии по моим наблюдениям меняются, молодёжь другая, так что, возможно, и это уйдет.
Но и в России у нас ведь похоже: смех без причины признак известно чего... Но это относится ко всем, не только к женщинам :))
promo annutta_12 august 11, 2019 08:00 49
Buy for 10 tokens
Наш внешний мир состоит из материальных вещей, сопровождающих нас какое-то количество лет и отживающих свой век. Как-то незаметно они исчезают из нашей жизни. Но есть те немногие, которые незаметно перекочёвывают из эпохи в эпоху. Таких вещей совсем немного, тем более в России, понесшей огромные…

Comments

( 37 comments — Leave a comment )
basilisk_sister
Apr. 18th, 2017 02:41 pm (UTC)
Надо же! С другой стороны...у нас тоже если хочешь компетентным показаться, то "делай вид, что деловит" © А если улыбаешься, то как-то не очень серьезно воспринимают.
annutta_12
Apr. 18th, 2017 02:44 pm (UTC)
Да, вот я тоже подумала, что у нас похоже, но всё же для женщин нет отдельных правил.
fenster99
Apr. 18th, 2017 03:08 pm (UTC)
Неожиданно!

Задумалась о том, почему улыбаюсь я, когда разговариваю с незнакомым человеком или с новой нашей зав. кафедрой. Да просто, чтобы выглядеть доброжелательной и оптимистичной. Нам же твердят, что мы такие мрачные, а вот на Западе люди улыбаются. А оказывается, нет, и мы нормальные.

Вечно нам внушают, что мы какие-то не такие. :)
annutta_12
Apr. 18th, 2017 03:12 pm (UTC)
Вот и я тоже стараюсь выглядеть доброжелательной, а студенты иногда на меня с подозрением смотрят, привыкли к суровым лицам :))

Бесконечные усилия по созданию у наших граждан комплекса собственной неполноценности. Зато у европейцев я заметила комплекс превосходства.
ponichka
Apr. 18th, 2017 03:40 pm (UTC)
Как интересно!

Мы тут с троюродной сестрой, как раз на эти темы говорили. Она живет в Швейцарии и путешествует по миру, но недавно ее занесло в Питер. И как-то в разговоре с ней мы затронули тему - вот в России в метро никто не улыбается, а в Швейцарии или в Америке значительно улыбчивее люди. Вдруг, она подумала, и сказала, "Женя, а знаешь, как это здорово ехать в метро и быть самим собой - грустить, думать, а не натягивать улыбку, когда на душе совсем хмуро!" С одной стороны, она права, фальшивые улыбки довольно тяжелы для их носителей, но может нужен какой-то баланс?

Сама я себя ловлю на мысли, что у меня от природы хмурое лицо (глаза и губы сконструированы дугами вверх, хвостиками вниз - т.е. я хронически выгляжу недовольной, хотя это совсем не так). И из-за этого почти комплекса, я стараюсь чаще улыбаться. Но, как говорится, у каждого свои тараканы...
annutta_12
Apr. 18th, 2017 03:57 pm (UTC)
Спасибо!

Очень интересное наблюдение: нам неприятно быть фальшивым. И вспомнила, как раздражала меня на первых порах ничего незначащая улыбка у англичан.
А у немцев немного другое: там нельзя быть слабым. А улыбка - проявление слабости, эмоций. Так мне кажется.
А как Вам кажется, у американцев есть изменения в выражении эмоций за последнее время?
(no subject) - ponichka - Apr. 18th, 2017 04:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - annutta_12 - Apr. 18th, 2017 05:20 pm (UTC) - Expand
warsh
Apr. 18th, 2017 03:53 pm (UTC)
Не знаю, как в Британии, но в Германии женщины улыбаются при разговоре.
annutta_12
Apr. 18th, 2017 04:00 pm (UTC)
А Вы разговаривали с женщинами в Arbeitsamt или в Ausländerbehörde? Мои наблюдения касаются женщин на работе.

Ещё я заметила, что немецкие женщины более приветливы с мужчинами.
(no subject) - warsh - Apr. 19th, 2017 08:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - annutta_12 - Apr. 19th, 2017 10:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - warsh - Apr. 19th, 2017 10:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - annutta_12 - Apr. 19th, 2017 10:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - warsh - Apr. 19th, 2017 11:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - annutta_12 - Apr. 18th, 2017 04:15 pm (UTC) - Expand
lady_catari
Apr. 18th, 2017 03:57 pm (UTC)
Хорошо, что это к нам не относится. Очень люблю смеяться и улыбаться.)
annutta_12
Apr. 18th, 2017 04:01 pm (UTC)
Да, и от этого ведь нас не считают менее компетентными!
jack_bird
Apr. 18th, 2017 04:37 pm (UTC)
Не могу судить обо всех, но сама я совершенно точно улыбаюсь, когда напряжена, нервозна. Конечно, это не радостная и не веселая улыбка, но посторонние не различают. М. Б, немцы подметили такую особенность и у других?
annutta_12
Apr. 18th, 2017 05:18 pm (UTC)
Да, может быть. Но мне кажется, для немцев очень важно быть сильным, а улыбка- проявление эмоций, т.е. слабости.
callisto_13
Apr. 18th, 2017 06:08 pm (UTC)
Так жалко немецких женщин. Нет, серьезно, ведь неулыбающееся лицо некрасиво.
annutta_12
Apr. 18th, 2017 07:56 pm (UTC)
Ну может быть, слишком уж я сгустила краски - конечно, немецкие женщины улыбаются, просто не всегда.
inna_kriksunova
Apr. 18th, 2017 06:27 pm (UTC)
По моим наблюдениям, женщины в Германии улыбаются, так же, как и мужчины.
В рабочих и деловых ситуациях я с ними не сталкивалась. А в быту, магазинах, на улицах - везде с готовностью улыбаются:)
annutta_12
Apr. 18th, 2017 07:54 pm (UTC)
Да, в быту улыбаются. И в последнее время стало больше улыбающихся лиц. Но интересно, что есть различие между поведением людей на севере и юге, и северные лица более суровые.
(no subject) - inna_kriksunova - Apr. 19th, 2017 05:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - annutta_12 - Apr. 19th, 2017 10:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - inna_kriksunova - Apr. 19th, 2017 10:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - annutta_12 - Apr. 19th, 2017 10:43 am (UTC) - Expand
vera_every
Apr. 18th, 2017 09:47 pm (UTC)
Улыбка действительно часто прикрывает смущение, когда человек ошибся, что-то не так сделал - такая бессознательная попытка смягчить ситуацию и обезоружить критиков.
annutta_12
Apr. 19th, 2017 10:28 am (UTC)
Да, верно. Но вот мне интересно, ожидали бы вы, что улыбку можно связать с отсутствием компетентности? Ведь ответы студентов прозвучали именно так.

Edited at 2017-04-19 10:28 am (UTC)
(no subject) - vera_every - Apr. 19th, 2017 10:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - annutta_12 - Apr. 20th, 2017 02:44 pm (UTC) - Expand
dear_madam_p
Apr. 20th, 2017 05:48 pm (UTC)
Честно говоря, удивилась такой трактовке - улыбка, чтобы скрыть некомпетентность. Пожалуй, мне знакомы улыбки, когда хотят скрыть смущение, может быть попросить о чем-то. Но все-таки могут быть разные причины для улыбок, чаще, на мой взгляд, улыбаются, чтобы установить контакт, расположить.
Сегодня читала размышления американца, который был в России во времена СССР, и приехал второй раз в Россию в этом году. Говорит, это две разные страны. А про улыбки отмечает, что мы малоулыбчивы, но при общении или просьбе очень приветливы и отзывчивы.
annutta_12
Apr. 21st, 2017 06:37 pm (UTC)
Как интересны такие наблюдения со стороны!
Да, это две разные страны, общество так сильно поменялось, пройдя самые разные стадии... А может быть, есть ссылка на эту статью?
(no subject) - dear_madam_p - Apr. 21st, 2017 07:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - annutta_12 - Apr. 21st, 2017 07:14 pm (UTC) - Expand
flosante
Apr. 22nd, 2017 01:41 pm (UTC)
Что ж, весьма убедительно. Тоже не видела в германии, что б улыбались направо и налево. Да и во Франции улыбка не на автомате.
( 37 comments — Leave a comment )

Profile

Майское цветение
annutta_12
annutta_12

Latest Month

November 2020
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek