?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Самая первая сцена в спектакле:


Посмотрела балет "Чайка" по пьесе Чехова в постановке Джона Ноймайера, хореографа в гамбургском театре оперы и балета. Для меня совершенно неожиданное открытие, до сих пор нахожусь под сильнейшим впечатлением от того, что постановщик создал на сцене. Сколько раз я видела "Чайку" в разных постановках, замечательных и не очень, но никогда, как мне сейчас показалось, не понимала до конца всю глубину чувств, которые переданы в чеховской пьесе.  Вспомнила литературоведческий термин "подтекст", о котором принято говорить, когда анализируют творчесво Чехова, так вот можно сказать, нутром прочувствовала его.

Движения актеров на сцене - не танец в привычном нам понимании, это отражение глубочайших переживаний героев произведения.Движения души - часто негармоничные, противоречивые- переданы движениями тела. Нет, это не настоящий профессиональный балет с неподражаемым мастерством артистов, как в «Спартаке» Большого театра, но новый вид искусства - слияние пластики актеров со специально подобранной к сценам пьесы музыкой великих композиторов. Ноймайер не только хореограф, он  режиссёр, раскрывающий значение слов через язык движений тела, мизансцены, освещение, декорации, подбор актёров.

В «Чайке» ему удалось показать сложность чувств, стоящих за словами героев – нереализованные амбиции, соперничество, безответную любовь, отношения между взрослым сыном и матерью, упущенные возможности, даже изменение личности из-за удач или неудач… Я совершенно по-новому увидела пьесу и бросилась читать. Потом обратила внимание в программке на слова Ноймайера, что он видел задачу  своего творчества как перевод сцен пьесы на новый  пластический язык. Описанным в «Чайке» ситуациям, с которыми сталкиваются творческие люди в области писательства и театра, он нашёл параллели в балете и хореографии, и главная героиня Нина- это девушка, мечтающая в первом акте стать не актрисой, а балериной, и она не играет в авангардной пьесе, а танцует в новом, ни на что не похожем балете, созданном молодым человеком, считающим себя хореографом-экспериментатором.

Ноймайер сумел показать, что слова, язык – это не единственный способ выражения наших чувств. Да, мы облекаем мысли в слова и предложения, но как по-разному они могут пониматься разными людьми.  И как недостаточно, оказывается, бывает слов, чтобы донести наши эмоции. Подумала, что в психологии должны взять на заметку язык тела для выражения состояния человека.  И в то же время, нельзя сказать, что  Ноймайер опирается на искусство балета. Ещё раз повторю – это скорее пластическая драма с элементами танца,  и не знаю, с чем это связано, может быть, и с тем, что в Германии, по крайней мере на севере, нет балетной школы в привычном нам понимании, а возможно, это именно находка и особенность творчества этого хореографа.

А ещё постановка напомнила мне балет «Онегин», который смотрела в Мюнхенском театре, и, оказывается, не случайно. Джон Ноймайер – американец, изначально театровед, увлекавшийся литературой и балетом, был приглашён на работу тем самым хореографом (Джоном  Кранко), который поставил «Онегина» в  Штутгартом театре, и многие идеи Ноймайер взял и развил потом, когда стал работать в Гамбурге. Например, так же, как Кранко, использовавший музыку из произведений Чайковского для создания балета по «Евгению Онегину», Ноймайер подобрал музыку из симфоний Шостаковича для «Чайки».  И сцены описаны в либретто похоже: у Кранко есть танец «письмо Татьяны», а в балете по Чехову «Письмо Нины».

Это первое моё прикосновение к творчеству Ноймайера, очень хочется посмотреть и другие его постановки.
В Гамбурге он пользуется огромной популярностью, театр был полон, люди были возбуждены перед началом  спектакля, а в конце с восторгом аплодировали и даже доаплодировались до выхода самого мэтра на сцену. Как выяснилось, ему уже под 80, но он не похож на старца – полон сил, и наверное, новых идей.

Театр оперы и балета в Гамбурге - там совершенно современное здание


Актриса, играющая Нину,- светленькая девушка в черном длинном пальто. Совсем не похожа на Нину в моих представлениях, но, наверное, отражала режиссерскую задумку.


Вот Ноймайер выходит на поклон:


Обращается к лицом к актёрам:
promo annutta_12 august 11, 2019 08:00 49
Buy for 10 tokens
Наш внешний мир состоит из материальных вещей, сопровождающих нас какое-то количество лет и отживающих свой век. Как-то незаметно они исчезают из нашей жизни. Но есть те немногие, которые незаметно перекочёвывают из эпохи в эпоху. Таких вещей совсем немного, тем более в России, понесшей огромные…

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
fenster99
Feb. 28th, 2017 04:54 pm (UTC)
По тому, как Ноймайер стоит, уже не скажешь, что ему под 80. :)

Аня, как интересно Вы рассказали о своём восприятии этого спектакля!
annutta_12
Feb. 28th, 2017 08:04 pm (UTC)
Люда, спасибо! Меня действительно поразила и тронула постановка, попыталась сформулировать свои впечатления.
vera_every
Feb. 28th, 2017 08:35 pm (UTC)
Глядя на костюмы артистов, вышедших на поклон, ни за что бы не догадалась, что давали "Чайку"! :) Спасибо, что поделились впечатлениями и размышлениями, Анюта.
annutta_12
Feb. 28th, 2017 08:46 pm (UTC)
Вера, Вам спасибо! Как-то сумбурно у меня получилось.

Да, постановка необычная, это скорее видение "Чайки" режиссером.
s_e_l_i_k
Feb. 28th, 2017 11:32 pm (UTC)
Я бы сказал, что Ваши эмоциональные переживания совпали и с задумкой Ноймайера, и с образами танцоров. Такое попадание случается не часто.

Психологи в курсе языка жестов, а вот биологи отстают. У биологов основная теория о двух сигнальных системах, где утверждается, что человек мыслит исключительно словами :)
annutta_12
Mar. 1st, 2017 08:27 pm (UTC)
Да, абсолютно верно- именно так и было: "мои эмоциональные переживания совпали и с задумкой Ноймайера, и с образами танцоров". И я даже догадываюсь, почему: мы читали одну и ту же литературоведческую литературу. Но это только один фактор, конечно.

Надо же, биологи не признают языка жестов?! Да, с другой стороны, нужно четкое определение, что такое мысль.
s_e_l_i_k
Mar. 2nd, 2017 04:31 pm (UTC)
Биологи язык жестов признают. Он у них относится к первой сигнальной системе, т.е. то, что есть у животных. А вот полноценная речь только у человека - это у них вторая сигнальная система. И нужно им такое разделение, чтобы описать развитие мозга. Но в итоге получилось, что человек мыслит словами :)
Для них не столь принципиально, что человек мыслит понятиями, а передаёт их хоть словами, хоть танцами, хоть музыкой...
lady_catari
Mar. 1st, 2017 07:22 am (UTC)
Прочитала пост вчера, но вернулась и перечитала.
Очень хорошо написано.
annutta_12
Mar. 1st, 2017 09:34 am (UTC)
Правда?! Спасибо большое! Я старалась, но не была уверена, удалось ли передать.
dear_madam_p
Mar. 1st, 2017 07:58 pm (UTC)
Аня, спасибо, что поделились, очень интересно. Я не совсем поняла как же это выглядело, все же нужно это увидеть.
Поискала видео, но есть только анонсы Чайки, маленькие эпизоды репетиций и поклоны.
Но есть видео других его балетов!
annutta_12
Mar. 1st, 2017 08:24 pm (UTC)
Спасибо!

О, а я ещё не смотрела видео других балетов.

Это сочетание пластической драмы с танцем и элементами балета под музыку.
( 11 comments — Leave a comment )

Profile

Майское цветение
annutta_12
annutta_12

Latest Month

November 2020
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek