annutta_12 (annutta_12) wrote,
annutta_12
annutta_12

Category:

Чеховская "Чайка" - балет в постановке Ноймайера в Гамбурге

Самая первая сцена в спектакле:


Посмотрела балет "Чайка" по пьесе Чехова в постановке Джона Ноймайера, хореографа в гамбургском театре оперы и балета. Для меня совершенно неожиданное открытие, до сих пор нахожусь под сильнейшим впечатлением от того, что постановщик создал на сцене. Сколько раз я видела "Чайку" в разных постановках, замечательных и не очень, но никогда, как мне сейчас показалось, не понимала до конца всю глубину чувств, которые переданы в чеховской пьесе.  Вспомнила литературоведческий термин "подтекст", о котором принято говорить, когда анализируют творчесво Чехова, так вот можно сказать, нутром прочувствовала его.

Движения актеров на сцене - не танец в привычном нам понимании, это отражение глубочайших переживаний героев произведения.Движения души - часто негармоничные, противоречивые- переданы движениями тела. Нет, это не настоящий профессиональный балет с неподражаемым мастерством артистов, как в «Спартаке» Большого театра, но новый вид искусства - слияние пластики актеров со специально подобранной к сценам пьесы музыкой великих композиторов. Ноймайер не только хореограф, он  режиссёр, раскрывающий значение слов через язык движений тела, мизансцены, освещение, декорации, подбор актёров.

В «Чайке» ему удалось показать сложность чувств, стоящих за словами героев – нереализованные амбиции, соперничество, безответную любовь, отношения между взрослым сыном и матерью, упущенные возможности, даже изменение личности из-за удач или неудач… Я совершенно по-новому увидела пьесу и бросилась читать. Потом обратила внимание в программке на слова Ноймайера, что он видел задачу  своего творчества как перевод сцен пьесы на новый  пластический язык. Описанным в «Чайке» ситуациям, с которыми сталкиваются творческие люди в области писательства и театра, он нашёл параллели в балете и хореографии, и главная героиня Нина- это девушка, мечтающая в первом акте стать не актрисой, а балериной, и она не играет в авангардной пьесе, а танцует в новом, ни на что не похожем балете, созданном молодым человеком, считающим себя хореографом-экспериментатором.

Ноймайер сумел показать, что слова, язык – это не единственный способ выражения наших чувств. Да, мы облекаем мысли в слова и предложения, но как по-разному они могут пониматься разными людьми.  И как недостаточно, оказывается, бывает слов, чтобы донести наши эмоции. Подумала, что в психологии должны взять на заметку язык тела для выражения состояния человека.  И в то же время, нельзя сказать, что  Ноймайер опирается на искусство балета. Ещё раз повторю – это скорее пластическая драма с элементами танца,  и не знаю, с чем это связано, может быть, и с тем, что в Германии, по крайней мере на севере, нет балетной школы в привычном нам понимании, а возможно, это именно находка и особенность творчества этого хореографа.

А ещё постановка напомнила мне балет «Онегин», который смотрела в Мюнхенском театре, и, оказывается, не случайно. Джон Ноймайер – американец, изначально театровед, увлекавшийся литературой и балетом, был приглашён на работу тем самым хореографом (Джоном  Кранко), который поставил «Онегина» в  Штутгартом театре, и многие идеи Ноймайер взял и развил потом, когда стал работать в Гамбурге. Например, так же, как Кранко, использовавший музыку из произведений Чайковского для создания балета по «Евгению Онегину», Ноймайер подобрал музыку из симфоний Шостаковича для «Чайки».  И сцены описаны в либретто похоже: у Кранко есть танец «письмо Татьяны», а в балете по Чехову «Письмо Нины».

Это первое моё прикосновение к творчеству Ноймайера, очень хочется посмотреть и другие его постановки.
В Гамбурге он пользуется огромной популярностью, театр был полон, люди были возбуждены перед началом  спектакля, а в конце с восторгом аплодировали и даже доаплодировались до выхода самого мэтра на сцену. Как выяснилось, ему уже под 80, но он не похож на старца – полон сил, и наверное, новых идей.

Театр оперы и балета в Гамбурге - там совершенно современное здание


Актриса, играющая Нину,- светленькая девушка в черном длинном пальто. Совсем не похожа на Нину в моих представлениях, но, наверное, отражала режиссерскую задумку.


Вот Ноймайер выходит на поклон:


Обращается к лицом к актёрам:
Tags: Германия, Театр
Subscribe
promo annutta_12 august 11, 2019 08:00 49
Buy for 10 tokens
Наш внешний мир состоит из материальных вещей, сопровождающих нас какое-то количество лет и отживающих свой век. Как-то незаметно они исчезают из нашей жизни. Но есть те немногие, которые незаметно перекочёвывают из эпохи в эпоху. Таких вещей совсем немного, тем более в России, понесшей огромные…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments