annutta_12 (annutta_12) wrote,
annutta_12
annutta_12

Category:

"Плоды просвещения" в постановке театра Маяковского как зеркало жизни

Все собиралась написать о "Плодах просвещения", пьесе Толстого, поставленной в театре Маяковского. Несмотря на то, что уже прошло почти две недели с того времени, как мы сходили в театр, впечатления только усиливаются.
Спектакль оставил чудесное впечатление: игра талантливых актеров - и известных Игоря Костолевского, Светланы Немоляевой, и всех других в пьесе об эпизодах из жизни одной дворянской семьи в самом конце 19-ого века настолько тонкая, гармоничная, интеллигентная (это слово нашла в отзыве о спектакле, поставленном Станиславским в 1891 году), и  комичная в нужные моменты, что приятно возвращаться в памяти к сценам из постановки.

Без надрыва, с юмором и любовью к своим персонажам актеры воссоздают уклад жизни в благословенной, как многим теперь кажется, России более чем вековой давности. Три мужика из курской деревни приходят в барский дом просить о продаже земли. Но хозяин заломил непосильную для крестьян цену в тридцать две тысячи рублей и не желает давать рассрочки ходокам, собравшим всем миром четыре тысячи. Хотя, впрочем, земельный вопрос его мало интересует, он занят поиском медиума для спиритического сеанса. Супруга хозяина впадает в ужас, видя грязных немытых мужиков в своем доме, она боится, что они принесли инфекцию из Курской губернии, где гуляет холера, и хочет их выгнать, но девушка-прислуга, тоже из деревни, придумывает, как всё устроить.

В рецензии на этот спектакль в конце 19-ого века  современник писал: "Какая правдивость взгляда на жизнь, какая широта взмаха гениального художника видна во всей пьесе!"

И как же всё-таки хорошо, что хотя бы на поверхности жизнь теперь не напоминает ту, в которой барыня объясняет мужикам, что по ним ползают козявки, и что после их посещения необходимо весь дом промыть специальным раствором.

Одним из режиссерских решений в постановке спектакля стало зеркало, обрамляющее всю сцену, в овал которого смотрятся заходящие в господский дом персонажи пьесы. Но что интересно, в это же зеркало смотрят и зрители. Может, это намек?

В одной из современных рецензий на спектакль нашла следующие слова: "В "Плодах просвещения главной темой стала тема зеркальных отражений-перевертышей. Собственно, главный источник комизма в пьесе Толстого - не столько ее водевильный сюжет, но именно этот сдвиг-отстранение в восприятии чужого мира. Мужики в глазах господ, господа в глазах мужиков... Тема отражения в чужих глазах, в которых совсем не хочется себя узнавать, - одна из главных примет дня сегодняшнего, где каждый, завернувшись в кокон, не хочет ни понять, ни хотя бы посочувствовать оппонентам".
Не думаю, что каждый не стремится понять другого, и я чувствую по своим френдам здесь, что это не так, но вот одна из примет поведения многих людей в жж , как мне кажется, - отфрендить человека, если его восприятие не соответствует твоей картине мира.

Впрочем, что замечательно, так это отсутствие непосредственных нравоучений в пьесе, каждый выносит для себя то, что понятно и близко ему. Постановка  Карбаускиса посвящена Фоменко, поскольку это была одна из первых работ знаменитого мастера, но я не смотрела и сравнивать не могу.

Во время спектакля снимать не разрешалось, сделала подобие снимка во время выхода актеров в самом конце. На заднем плане видны три крестьянина:


Tags: Россия, Русский театр, Театр
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Англия и Германия- похожие, но очень разные

    Попадаешь в Англию из Германии и как будто перелетаешь на другую планету. Можно сказать, другой вариант той же цивилизации, хотя в истории много…

  • Пробежимся по Оксфорду

    По пути к «месту назначения» из места прибытия в аэропорт заехали в Оксфорд. Больше всего меня поражает, что несмотря на разросшийся кампус одного из…

  • «Осознанная некомпетентность» при переезде

    Разговаривали с моей приятельницей о том, как сами и знакомые оказались в Германии. Какие разные пути и как по-разному принимает принимала страна…

  • Двадцать один урок для 21-ого века от Харари - наше обсуждение

    Некоторые книги хочется обсуждать, а есть такие, которые хочется оставлять для себя. Харари «21 урок для 21-ого века» - это точно для обсуждения,…

  • Посещение Вюрцбурга в пандемию

    Свобода передвижения по Германии относительная: нельзя в общественных местах появляться без масок. Или неправильно их носить. Это я хорошо запомнила…

  • Садово-погодное

    Уже неделю как вернулись из разъездов, но я все никак не могла собраться с силами описать основные моменты путешествия. Списываю на жару: все дни…

  • Размышления о билингвах

    Я давно живу в билингвальной, точнее, в трилингвальной среде. Но выросла-то в монолингвальной и монокультурной и все же родной язык у меня один. А…

  • Гронинген

    После голландской Венеции поехали в Гронинген. Не перестаю удивляться, насколько столь близкие по расположению города, как Ганновер и Бремен в…

  • Голландская Венеция

    После того, как меня укусила злобная мошка-крокозябра, захотелось нам из Германии уехать, хотя бы на выходные, хотя, конечно, я понимаю, что такие…

promo annutta_12 august 11, 2019 08:00 49
Buy for 10 tokens
Наш внешний мир состоит из материальных вещей, сопровождающих нас какое-то количество лет и отживающих свой век. Как-то незаметно они исчезают из нашей жизни. Но есть те немногие, которые незаметно перекочёвывают из эпохи в эпоху. Таких вещей совсем немного, тем более в России, понесшей огромные…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments