?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Читаю книгу Канемана "Думай медленно, решай быстро" (Kahnemann, Thinking fast and slow" (2011), в которой профессор психологии, лауреат Нобелевской премии по экономике описал результаты своих исследований. Очень вкратце, суть заключается в том, что он выявил, как работает в человеке система восприятия информации. А главное, показал, как наши стереотипы мышления влияют на ошибочное принятие решений.

Там очень много примеров заблуждений, когда человек принимает решение слишком быстро. А исследования проводились в основном в Америке, хотя и в других странах тоже.

Писатель апеллирует к опыту самих читателей, показывая определенные стереотипы мышления. Вот  один меня очень поразил - об отношениях к странам (на личном уровне). Фраза начинается так:

"Если вы настрены агрессивно по отношению к другим странам, то думаете, что они ...
Если вы настроены более кротко, вы, вероятно, думаете, что они ....."

Как бы вы закончили? И вообще, начали бы вы так фразу?



У Канемана вот так:

Если вы настроены агрессивно по отношению к другим странам, то думаете, что они слабы и легко подчинятся желаниям вашего правительства.
Если вы настроены более кротко, вы, вероятно, думаете, что они сильны и не покорятся чужой воле.

Recent Posts from This Journal

  • Побродим по Гамбургу

    В субботу съездили в Гамбург, походили по улицам с подругой. Улицы в центре украшены иллюминацией, но отходишь немного в сторону - и огоньков не…

  • А как у нас?

    Заканчивается ноябрь, и подходит время рождественских ярмарок, горячего глинтвейна с запахом корицы, Адвента с вечерами около горящих свечей, встреч…

  • "Сад" Марины Степновой - обсуждение в литературном клубе

    Наши встречи в интернете с друзьями для обсуждения литературных произведений стали настоящей отдушиной в это новое время локдаунов и удалёнок.…

promo annutta_12 august 11, 2019 08:00 49
Buy for 10 tokens
Наш внешний мир состоит из материальных вещей, сопровождающих нас какое-то количество лет и отживающих свой век. Как-то незаметно они исчезают из нашей жизни. Но есть те немногие, которые незаметно перекочёвывают из эпохи в эпоху. Таких вещей совсем немного, тем более в России, понесшей огромные…

Comments

( 13 comments — Leave a comment )
unclesasha
Sep. 1st, 2015 08:39 am (UTC)
Вопрос сформулирован не по-русски. "Страна" это что, территория, народ, государство? Я побывал примерно в полсотне государств. Относиться к территории-земле-природе, как к личности, бессмысленно. Народа более агрессивного, чем родной, я не встречал, а свой привычен. Во всех прочих местах неправильное поведение люди сперва чаще принимают за ошибку, а у нас ошибку за намеренную обиду, дающую право на ответную агрессию. 20 лет назад этого было больше, народ в России стал приветливей, но это не важно, это не суть, а ритуал отношений, формальные правила. Считать, что один народ лучше или хуже другого, вредная глупость.
С государством и политикой тоже не понятно. Все грешны. Сколько лет грехи помнить?
annutta_12
Sep. 2nd, 2015 08:47 am (UTC)
Да, совершенно согласна - вопрос звучит по-русски несуразно. И Ваши рассуждения мне очень близки и понятны, вы выразли многое из того, что я чувствовала, но сама не могла сформулировать.

Я это, собственно, и хотела проверить - насколько моим соотечественникам покажется эта фраза стереотипной.

"Считать, что один народ лучше или хуже другого, вредная глупость" - мне кажется, так должен думать каждый достойный человек, и именно поэтому так поразило то, как было сформулиновано у Канемана:

Если вы настроены агрессивно по отношению к другим странам, то думаете, что они слабы и легко подчинятся желаниям вашего правительства.
Если вы настроены более кротко, вы, вероятно, думаете, что они сильны и не покорятся чужой воле.

То есть у кого сила - тот и прав. Удивило, что это было приведено как стереотипное мышление. Книга написана в основном для американской аудитории. Всё же есть разница в стереотипах в зависимости от страны.

Edited at 2015-09-02 08:59 am (UTC)
unclesasha
Sep. 2nd, 2015 02:24 pm (UTC)
По сравнению с СССР, где я прожил полжизни, сейчас усилилось не только имущественное расслоение, но и образовательное и культурное. Причём в развитых и богатых странах всё это не совпадает. Шкалы богатый-бедный, образованный-неграмотный и шансон-классика находятся в разных плоскостях. И если в первых двух шкалах есть, чем мерить, можно что-то считать выше, что-то ниже (лучше быть богатым и образованным, чем бедным и неграмотным), то культуры равны по определению. Все люди конкурируют в первую очередь внутри своих культур, важно только уважение или осуждение своих. Но напряжение этой внутренней борьбы имеет выход, к сожалению, только наружу.
annutta_12
Sep. 3rd, 2015 07:04 pm (UTC)
Вы думаете, что агрессивность - это результат внутреннего недовольства? Может быть, так и есть. По крайней мере, удобно направлять недовольство в этом направлении.
unclesasha
Sep. 4th, 2015 08:06 am (UTC)
Агрессия это инстинкт, нормальный механизм естественного отбора, как убедительно показал Конрад Лоренц. Агрессия и агрессивность это вещи для внутивидового употребления, для своих, для равных, для конкуренции, для установки иерархии. Агрессия по отношению к людям другой культуры возникает только тогда, когда к ним подходят со своей меркой, считают чужих неправильными своими. Когда мужик бьёт бабу, он считает её таким же, как он, мужиком, но ниже рангом. Ни одно животное не бьёт свою самку, потому что у животных не развито абстрактное мышление.
fenster99
Sep. 1st, 2015 02:49 pm (UTC)
Логически получается так. "Если вы настрены агрессивно по отношению к другим странам, то думаете, что они ...ваши враги".
"Если вы настроены более кротко, вы, вероятно, думаете, что они находятся на более низкой ступени развития...."
annutta_12
Sep. 2nd, 2015 09:02 am (UTC)
Я мысленно первую строчку дополнила так же - это враги.

У Канемана вот так:

Если вы настроены агрессивно по отношению к другим странам, то думаете, что они слабы и легко подчинятся желаниям вашего правительства.
Если вы настроены более кротко, вы, вероятно, думаете, что они сильны и не покорятся чужой воле.

Как Вам такой стереотип? Для меня это было очень неожиданно.
fenster99
Sep. 2nd, 2015 09:07 am (UTC)
Всё наоборот! :)))

Не знаю, я так не думаю... Почему я могу настроиться агрессивно? Если боюсь.

А почему кротко? Вот здесь, м.б. и так. Я не подумала о том, что КРОТКО, значит, робко. Решила, что это почти "снисходительно".
annutta_12
Sep. 2nd, 2015 09:13 am (UTC)
Да, перевод не очень точный (я читаю перевод, нужно будет постараться найти по-английски. Действительно, можно по-разному толковать, и Ваш вариант вполне логичный.

А вот то, как сформулировано у Канемано, мне кажется просто недопустимой мыслью. А в книге она приведена, как стереотип, близкий и понятный каждому. Всё же неожиданно, что большинство людей могут думать, что кто сильнее, тот и прав. Но книга написана для американской аудитории, читала я её безотносительно к политике, просто наткнулась на это и удивилась.
vera_every
Sep. 1st, 2015 10:20 pm (UTC)
Сама постановка вопроса мне чужда совершенно, но предположить, какие стереотипы мышления скрываются за этими фразами могу, исходя из личного опыта (правда, с политикой он не имеет ничего общего, это просто наблюдение из жизни). Думаю, люди склонны держаться агрессивно тогда, когда чувствуют, что могут взять верх над объектом агрессии. И наоборот, чем больше шансов получить отпор, тем больше миролюбия.
Так что за агрессивным отношением к какой-нибудь стране, скорее всего кроется дурацкая убежденность типа, да мы ее одной левой! А кроткое многотерпимое отношение к себе обычно вызывают сильные державы, с которыми агрессоры попросту боятся связываться.
annutta_12
Sep. 2nd, 2015 09:07 am (UTC)
Да, вот это я хотела проверить - только ли мне чужда постановка вопроса.

Вы абсолютно верно догадались, как звучат обе части этого высказывания. Вот что мне непонятно, как это можно было привести в книге, как всем близкий и понятный стереотип.

"Если вы настроены агрессивно по отношению к другим странам, то думаете, что они слабы и легко подчинятся желаниям вашего правительства.
Если вы настроены более кротко, вы, вероятно, думаете, что они сильны и не покорятся чужой воле".

Всё же есть разница в стереотипах в зависимоти от страны.
alexey_zyryanov
Sep. 3rd, 2015 04:03 pm (UTC)
1) ...излишне много навязывают отрицательного мнения о нас своему народу;
2) ...они скромны и не лезут в большую политику.
annutta_12
Sep. 3rd, 2015 07:07 pm (UTC)
Мне Ваши ответы кажутся логичными. А у Канемана в книге стереотипное мышление вот такое:

"Если вы настроены агрессивно по отношению к другим странам, то думаете, что они слабы и легко подчинятся желаниям вашего правительства.
Если вы настроены более кротко, вы, вероятно, думаете, что они сильны и не покорятся чужой воле".

Мне кажется, что такое мнение врят ли кому-либо пришло в голову из моих знакомых. Это ни в коем случае не стереотип.
( 13 comments — Leave a comment )

Profile

Майское цветение
annutta_12
annutta_12

Latest Month

November 2020
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek