annutta_12 (annutta_12) wrote,
annutta_12
annutta_12

Category:

Вручение аттестатов в немецкой гимназии и подведение итогов

Школьный коридор

Давно ли был первый деньшколы у сыночка, когда мы пришли в гимназию, в старинное солидное здание  с облицовкой под серый гранит, отпраздновавшее свое столетие, посидели вместе за партой в кабинете с с гладко оштукатуренными белыми стенами, и вот уже снова идем, в последний раз, на торжественное вручение аттестатов. На ступеньках лестницы и в актовом зале пёстрая толпа празднично одетых родителей и выпускников, и чувствуется приподнятость, но и растерянность. «Здравствуйте!»- вдруг видим родителей друга, с которым сын много общался в первые годы. «Вот и все», - говорят они. «Жалко, да?» И правда быстро пролетели годы с пятого по двенадцатый класс, но наш мальчик очень рад, что кончает школу и выходит в свободное плавание. Из школы у него много друзей, многие из которых разъедутся по всему миру, но добрые отношения останутся, скорее всего, надолго. Из близких один уже уехал в Канаду, не дождавшись выпускного бала. Наполовину канадец, он решил начать свой путь из малюсенького городка на севере Канады, в 18 часах на машине от Ванкувера, заранее найдя там работу официанта. А большинство идет в университеты, подача документов до середины июля.



Пока мы сидим в актовом зале, до вручения аттестата, такого важного для Германии документа, позволяющего получать высшее образования, абитуриенты (те, кто закончил абитур) должны прослушать несколько речей. Кстати,  только после гимназии можно попасть в университет,после других школ непросто. И в одной учительница по-немецкому цитирует твит одной выпускницы «я могу проанализировать стихотворение на четырех языках, но меня не научили, как заполнять налоговую декларацию». (в Германии это дело непростое) и другим практическим вещам. На что учительница отвечает, что если человек способен научиться анализу текста на четырех языках, уж налоговую декларацию он осилит.  Истина в ее словах есть, наверное. Но сын с ней явно не был согласен. С его точки зрения школа должна больше готовить к современной жизни.

 Итак, школа закончена, время подвести итоги.   Путь к хорошему среднему баллу был тернист, сыну пришлось приспосабливаться к немецкому образованию после английской начальной школы, практический подход которой сильно отличается. Как мне показалось, наша гимназия  придерживалась  классического образования, программа которого сформировалась в конце девятнадцатого века, с поправками на современность, как, например,  отказ от заучивания стихов (вообще не учили ни одного!). Как и везде,  очень многое зависит от учителя, его энтузиазма и любви к ученикам. Дело в том, что работать в школу (как и во врачи)  очень многие идут из –за хорошей зарплаты, что, конечно, неплохо, но хотелось бы еще и больший элемент призвания.

Наша школа была билингвальная, т.е. с преподаванием ряда предметов на английском языке, что начиналось  лишь с 7-8ого класса, а до этого нужно было дожить и не остаться на второй год. (Со временем это  отменили). В шестом классе обязательно было выбрать язык: латынь или французский, и сколко я ни убеждала, что французский язык живой, пригодится для общения, сын выбрал латынь, заявив с высоты своего тогдашнего десятилетнего возраста, что латынь больше подходит для мужчин J)). Выбрать нужно было за год до того, как начиналось обучение, чтобы правильно распределили по классам. Ну а потом начался процесс вгрызания в гранит знаний. После того, как выяснилось, что слова просто так путем просмотра не запоминаются, а перевод предложений на не менее незнакомый немецкий требует понимания грамматики, пришлось привыкать к каждодневной нудной работе и всяким способам запоминания вроде карточек и списков.

Активная борьба с латынью имела совершенно неожиданный эффект.  Сын и раньше интересовался программированием, но теперь вдруг занялся этим в полную силу, а именно: чтобы расслабиться (это его слова), загружал обучающее руководство (на английском), объясняющее, как делать новую игру, и внимательно его читал, а потом пытался сам сделать Начал с простого – game maker, но постепенно, с годами продвигались все дальше и дальше.  Латынь длилась четыре года и единственное, что действительно помогла выработать, так это упорство и умение работать.
Если честно, я не была в восторге от средней школы, потому что в это время было ощущение, что основной задачей большинства (но не всех, конечно) учителей  было показать детям их слабости. За любую ошибку снимали баллы, при этом за достижение не было достаточной мотивации. Несколько раз я находила ошибки в заданиях на контрольных по английскому, но можно ли это было донести до учительницы? Мы пытались J)
В более старшей школе сыну стало интереснее, потому как появилось больше возможности проявить его любовь к  самостоятельной работе благодаря докладам и презентациям. Но самый интересный этап были последние два года, которые называются абитуром. К этому времени сын уже привык к местной системе, и с другой стороны, к ребятам стали относиться как к людям, а не детям.

По сравнению с дочкиной частной школой в Англии, входившей по рейтингу в пятерку лучших английских школ, бесплатная немецкая гимназия имела для сына много преимуществ именно на последнем этапе абитура, называемого в Англии A-levels. В британской школе нужно  выбрать всего три предмета на углублённое изучение, но самые активные выбирали четыре. Дочкин выбор был необычен: физика, английский язык, политология и искусство. Нужно сказать, что для нее лучше было учиться в Англии, ибо в нашей немецкой гимназии предмет «искусство» в программу абитура не входил.  По каждому предмету в Англии сдаётся в среднем пять модулей-экзаменов, т.е. работа действительно большая, как на первых курсах института. Но больше никаких предметов нет.

В немецкой же гимназии нужно выбрать профиль, в котором есть определенный набор предметов. Сын выбрал билингвальный, это значит, что английский язык был основным, и по нему был экзамен. Его “major” была физика (на немецком языке) , по ней тоже  экзамен, но остальные предметы были обязательные в «базовом» объеме. Это значит, что им давали и математику, и биологию, и экономику, и историю, и конечно, немецкий, и иностранный язык (сын выбрал русский и специально ездил на занятия в другой школе). Ко всему прочему были еще занятия типа драмкружка, но в школьной программе. В общем, похоже на гармоничное развитие личности, полностью бесплатное. Интересно, что на почти всех занятиях ребята были в разных классах, в зависимости от профиля. Казалось бы знаний много, но нужно ли именно это в современной жизни? При наличии и доступе к информации   нужно ли напичкивать фактами? Единственное бесценное умение, по опыту с сыном и дочкой, -это умение работать самостоятельно, идти напролом и достигать целей. А еще важно научиться в команде с другими. А вы как думаете?

И вот все позади, мы сидим в актовом зале и последние минуты слушаем речи. Особенно длинной оказалась речь от родителей, мамаши четвёртого ребенка, заканчивавшего эту школу. Она решила высказать все, что наболело, вспомнив не только хорошее, но и проблемы,  упомянув, как много уроков было отменено без какой-либо замены (с этим я абсолютно согласна). И вот небольшой продых в речах – песня выпускницы, и, наконец, вручение аттестатов и фотографии. А после этого вся взволнованная толпа устремляется на другие этажи, там дают стакан секта – шампанского или сока. Мы решаем там не толпиться, выходим из школы. Совсем в последний раз. Но впереди еще выпускной бал.


Tags: Германия, Достижения детей, Образование, Школа
Subscribe
promo annutta_12 august 11, 2019 08:00 49
Buy for 10 tokens
Наш внешний мир состоит из материальных вещей, сопровождающих нас какое-то количество лет и отживающих свой век. Как-то незаметно они исчезают из нашей жизни. Но есть те немногие, которые незаметно перекочёвывают из эпохи в эпоху. Таких вещей совсем немного, тем более в России, понесшей огромные…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 46 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →