?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Некоторое время назад я рассказывала о девушке-студентке, которая пришла ко мне на занятие по русскому языку после того, как больше десяти лет практически не писала на нем, поскольку училась в Италии и в Германии. На своем курсе решила обсудить с ней тему по изучению произведений руской классики, дав послушать довольно интересную передачу об этом  Александра Архангельского. http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20905/episode_id/1169745/video_id/1136445/viewtype/picture/

Вот, что Мария написала, по сути выделив основные мысли в дискуссии.

"Все мы помним те школьные времена, когда на летние каникулы нам задавали огромный список классической литературы, который нужно было обязательно прочитать до начала следующего учебного года. И получив его, почти каждый ученик тяжело вздыхал. Редко кто проявлял энтузиазм, и не все могли осилить за лето этот огромный список. Конечно, были и те, кто любил читать классику, но это, увы, скорее исключение. Для большинства же это было монотонным и совершенно неприятным занятием.

А изучение русской классики очень важно по многим причинам. Это, во-первых, богатейшее культурное достояние России, которое не должно быть потеряно. Во-вторых, изучение классической литературы важно для формирования единой нации с общей культурой и ценностями. В-третьих, писали шедевры русской классики высокообразованные и зачастую гениальные люди. Их грамотный и богатый язык не имеет аналогов и представляет основу для подражания. В-четвертых, классика описывает жизни людей из разных эпох и разного социального статуса и дает тем самым большую пищу для размышления, а также модели поведения в разных ситуациях. И наконец, очень важно научиться читать длинные и сложные тексты, выработать в себе для этого терпение и усидчивость, а так же научиться рассуждать и анализировать.

Вот только большинство школьников не понимает и не разделяет это мнение. Они воспринимают изучение классики, как что-то должное, не неизбежное и как что-то ненужное, что потом все равно забудется или не пригодится в жизни. Язык классики слишком сложен для молодого поколения, а ее темы кажутся далекими от их реальности и не актуальными. И не может быть иначе, ведь как я уже упомянула, классика писалась поистине умными людьми и писалась она не для детей, а для таких же умных и образованных людей. Вот по этой причине и приходится школьникам ломать головы над тем, что написано в той или иной книге. Те, кто поусидчивей может и дочитают книгу до конца, но поймут ли они ее смысл, красоту ее языка, уловят ли ее главную, глубоко спрятаннyю между строчек мысль, задумаются ли над ней? Конечно, немалую роль играет и сам учитель и его отношение и к классике и к ученикам. У меня есть и знакомые, которые с удовольствием читали произведения классики, но это не большинство. Так же статистика утверждает, что все меньше и меньше людей читают классику  и намного меньше читает ее добровольно.

Вот так поколение за поколением заставляется читать тот определенный и не изменяемый список, который обязательно должен знать каждый. Но классика не обязательно должна быть скучной и не актуальной. "

Интересно, что багаж прочитанных книг Марии определяется прежде всего её учебой в гуманитарном лицее в Италии, где она изучала "Божественную комедию" Данте (но при этом по её словам повторяла пройденную до 14 лет в российской школе математику). Я попробовала заинтересовать её русской классикой, и она с удивлением обнаружила, что  "Войну и мир"
Толстого читать легко, а рассказы Чехова глубоки и дают возможность разной интерпретации.

И здесь я подумала, что, наверное, детям в школе не хватает этого свежего взгляда, если все мысли заранее известны и есть правильные ответы, неинтересно думать самому. Мне кажется, при чтении классики интересно провести связь с настоящим.


А у вас какой опыт - личный и ваших детей? Как нужно изучать русскую классику?
promo annutta_12 august 11, 2019 08:00 49
Buy for 10 tokens
Наш внешний мир состоит из материальных вещей, сопровождающих нас какое-то количество лет и отживающих свой век. Как-то незаметно они исчезают из нашей жизни. Но есть те немногие, которые незаметно перекочёвывают из эпохи в эпоху. Таких вещей совсем немного, тем более в России, понесшей огромные…

Comments

( 34 comments — Leave a comment )
docogo
Jun. 12th, 2015 07:38 pm (UTC)
С мыслями Марии согласен. Но уточню: классику не пишут, классикой литература становится со временем.
Лучшие книги современности тоже могут стать классикой. Книги Геласимова и Улицкой, например.

У моих детей опыта изучения классики пока нет. А вот я изучал ее так: с подачи Набокова я себе внушил, что Достоевский пишет супердетективы. И Идиот, и Братья Карамазовы и Преступление и наказание для меня такими и стали. С подачи Леонгарда я решил, что Толстой максимально достоверно описывает характеры. А это ж жутко интересно. И так далее:)
annutta_12
Jun. 12th, 2015 09:14 pm (UTC)
Как интересно! Но значит, Вы сначала прочитали Набокова? Это тоже непросто!

И конечно, Вы правы, классику не пишут, книги проверяются временем и становятся классикой, если выдерживают проверку. Вы думаете, Улицкая может стать классикой? Тоже интересная тема для дискуссии!
(no subject) - docogo - Jun. 12th, 2015 09:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - annutta_12 - Jun. 12th, 2015 09:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - docogo - Jun. 12th, 2015 09:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - annutta_12 - Jun. 14th, 2015 12:18 pm (UTC) - Expand
allaboutan
Jun. 12th, 2015 07:56 pm (UTC)
никак!
я вот, не самая плохая ученица, классику перечитала в период с 35 до 40 лет и была счастлива.-))
annutta_12
Jun. 12th, 2015 09:16 pm (UTC)
А мне кажется, Вы не смогли бы её читать, если до этого не было попыток. Но с чем я соглана, так это с тем, что не обязательно читать все книги из списка в школьном возрасте. Но хоть что-то уже неплохо!
(no subject) - allaboutan - Jun. 12th, 2015 09:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - annutta_12 - Jun. 12th, 2015 09:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - allaboutan - Jun. 12th, 2015 09:28 pm (UTC) - Expand
allaboutan
Jun. 12th, 2015 07:57 pm (UTC)
… я как вспомню глаза моего племянника, 12-летнего очень хорошего мальчика, который наизусть без понимания заучивает абракадабру про аллегорию и сюжет, ой, лучше не надо!!
annutta_12
Jun. 12th, 2015 09:17 pm (UTC)
В немецкой гимназии все примерно то же самое у моего сына, но на немецком. Тоже жалела мальчика своего.
(no subject) - allaboutan - Jun. 12th, 2015 09:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - annutta_12 - Jun. 12th, 2015 09:29 pm (UTC) - Expand
galina_vr
Jun. 12th, 2015 08:11 pm (UTC)
Не представляю, как сейчас нужно давать классику. Может быть, во фрагментах?
Помню, как с дочкой мучилась летом, заставляя ее читать "Войну и мир" в перерывах между ее прогулками к озеру или встречами с друзьями.
Вспоминая о своем знакомстве (школьницей)с русской классикой , вижу себя то больной гриппом, то ОРЗ - в эти дни болея, как мне теперь кажется, я все и перечитала. Особенно любила книги, которые в школе не проходили. Сейчас понимаю, как мне повезло, что в мое давнее время в школе не проходили Достоевского, но все же его можно было найти в библиотеках. И долгое время Достоевский был моим любимым писателем (пока в 90-е нам не открылись другие имена).
annutta_12
Jun. 12th, 2015 09:19 pm (UTC)
Да, я тоже читала во время болезней и очень это любила. Помню, как заболев свинкой, обрадовалась, что в школу не нужно будет две недели ходить, и принялась читать всласть.

Может быть, фрагменты "Войны и мира" для школьников действительно более реалистично?
basilisk_sister
Jun. 12th, 2015 08:46 pm (UTC)
Я думаю, что классику нужно изучать, не навязывая общепринятую точку зрения, дать возможность сначала составить впечатление, а потом уже пояснить непонятое.
Вот пример из моей жизни. Прочитала я в школе Отцы и дети и написала сочинение, что Базаров плохо воспитан, шляпой ловит лягушек, грубит старшим, а Павел Петрович мне нравился..ой что было, что было :-)))) А сейчас это так и преподают :-))) Значит незамыленным взглядом я это увидела, а мне сразу - революционеры, консервативное реакционное дворянство :-)))
annutta_12
Jun. 12th, 2015 09:22 pm (UTC)
Вот, точно, всегда есть какая-то "правильная" точка зрения, которая со временем может стать неправильной!

Моя подруга отказалась писать сочинение на тему "И один в поле воин, если он -Чацкий" и написала "Один в поле не воин, даже если он - Чацкий", и получила тройку. А мне кажется, в этом весь смак и есть, что можно иметь разные мнения.
(no subject) - basilisk_sister - Jun. 14th, 2015 01:49 pm (UTC) - Expand
natasha_kob
Jun. 12th, 2015 11:54 pm (UTC)
Очень хорошо ваша Мария написала, совершенно с ней согласна. Я читала русскую литературу, как ни смешно, в школе и с удовольствием, у нас была очень хорошая учительница. А позже почти не перечитывала. Почти, потому что иногда беру в руки Пушкина или Лермонтова, или Тургенева, для души.
Из моих детей старшая кое-что из русской классики читала, но она вообще много читает. А младшая, к большому сожалению, мало, если не сказать вообще не читает, ни на каком языке.
annutta_12
Jun. 14th, 2015 08:55 am (UTC)
У меня почти так же. Но дочка сейчас захотела прочитать "Анну Каренину", читает понемножку, и ей нравится. А сын для курса русского языка читал рассказы Чехова, но не уверена, что когда-нибудь захочет сам почитать. Ему очень понравилось современное произведение "Метро 2033", которое я боюсь читать из-за мрачности.
vigilina
Jun. 13th, 2015 02:43 am (UTC)
Интересная тема.
Очень важный момент - это объединяющая функция классики (грубо говоря, и академик, и уборщица хотя бы слышал "Я вас любил, любовь ещё быть может" или "Счастливые часов не наблюдают"). Такое в действительности объединяет совершенно разных людей в некое единство (и очень важно для страны многонациональной, где не будет объединять, скажем, религия).
Вопрос в том, как это всё подавать.

Я училась в девяностых, списков не было, в школе вообще был раздрай и разруха, и помню, что у всех почти в школе было как раз предубеждение против многотомной классической литературы, которое даже не знаю, откуда бралось. Такое ощущение, что в воздухе витало. Даже у меня, хотя я читать обожала и читаю сама с четырёх лет. И у моих весьма много читающих подружек и одноклассниц.
В результате, когда мы всё-таки читали то, что должны были по программе, оказывалось, что оно всё вовсе не такое скучное и малочитаемое, как нам представлялось. Помню, нам в 15 лет даже "Что делать?" понравилось! А "Преступление и наказание" и вообще читалось, как детектив (гм, прямо, как Набоков это описывает). Правда, "Война и мир" не так хорошо шла.

Откуда вот это предубеждение бралось, мне совершенно неясно. Даже самой стало интересно. Надо будет над этим подумать:)

Ещё подумала, что прививать интерес и заставлять читать - совсем разные задачи.
Прививать интерес, как мне кажется, может или педагог, интересный по-человечески (дети и подростки нередко просто подражая или увлекаясь человеком делают то же, что и он, ну или выполняют его рекомендации). Другой вариант (это я читала про нескольких весьма известных в Москве педагогов) - заставлять подойти к тексту творчески. Т.е. прочесть и поставить себя на место героя, задать небанальные вопросы - по крайней мере часть детей задумается, прочитает и не забудет такой текст.

А заставлять нужно именно потому, что литература объединяет (раз уж Вы про Италию упомянули - мне приходилось общаться с итальянскими поварами и продавцами, которые хотя бы начальные строки "Комедии" цитировали - просто из школы). Тут, боюсь, просто нужно ставить перед фактом и в приказном порядке. Других вариантов я просто не вижу.

Про семью и её роль говорить не буду, это понятно.
annutta_12
Jun. 14th, 2015 08:50 am (UTC)
С Вами согласна, Вы так хорошо сказали -есть разница между тем, чтобы прививать любовь к чтению и заставлять читать. И да, некоторые произведения нужно прочитать, ну может быть, из "Войны и мира" хоть отрывки для тех, кто не живет в России, как мои дети.

(no subject) - annutta_12 - Jun. 14th, 2015 03:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vigilina - Jun. 14th, 2015 05:51 pm (UTC) - Expand
virginian
Jun. 13th, 2015 07:30 am (UTC)
Мой опыт. Когда в классе так в шестом или седьмом "проходили" Отцов и детей, мне дали задание прочитать "Дворянское гнездо" и сделать по нему доклад. Это был тихий ужас, абсолютно чуждая мне культура, характеры и коллизии. Понадобились огромные усилия воли, чтобы дочитать до конца.

А "Война и мир", школьник с первых же страниц входил в ступор.
annutta_12
Jun. 14th, 2015 03:59 pm (UTC)
Могу себе представить, что для Вас в то время это было нестерпимо скучно. Такой опыт только отталкивает, как мне кажется.
(no subject) - virginian - Jun. 14th, 2015 05:05 pm (UTC) - Expand
vera_every
Jun. 13th, 2015 10:42 pm (UTC)
Как говорится, школа средняя, а литература - великая...
У меня отношения с классической литературой с самого начала складывались лучше, чем можно было ожидать, учитывая среду и эпоху. Что-то прочла раньше, что-то позже программы, но выбрала для себя и сразу полюбила Достоевского, Лермонтова, Пушкина, Чехова, Толстого, Бунина, Куприна. Отвергла Тургенева (только "Дворянское гнездо" приняла всем сердцем), Гоголя (и до сих пор его не люблю, хотя не спорю, талант), Островского (меня тошнит от его персонажей). Возненавидела от всей души Чернышевского и Горького. Помню свое детское рассуждение относительно классики: надо читать именно ее потому, что она выдержала самую суровую и беспристрастную проверку - временем, и устояла. Значит, в ней есть нечто более ценное, чем в других книгах.
Интересно, что пару лет назад ту же мысль озвучила моя дочь. Она пришла к ней сама, и стала руководствоваться ею в выборе книг. Русская классика для нее сейчас, как орехи - питательно, но не угрызешь. Время от времени она пытается "погрызть" то Толстого, то Пастернака, то Куприна, то Булгакова. Ей понравился Достоевский и Пушкин. А Толстой утомил ее своим многословием и бесконечными рассуждениями. Столкнувшись с тем, что ни "укусить", ни "прожевать" пока не может, откладывает "на вырост".
annutta_12
Jun. 14th, 2015 08:46 am (UTC)
Интересно, что есть такое четкое деление на любимых и нелюбимых.
Мне тоже нравилось читать классику, начиная с 12-13 лет с удовольствием читала тех писателей, которые были у нас дома. А мне сначала не понравился Чехов, прказалось, что он людей не особенно любит, как-то смотрит на них отстраненно и иронично. Я была романтиком в юности. А у Чехова взгляд врача. И только со временем оценила его.
А у Горького понравилась "Детство", но опять же не в школе, уже после.
Наверное, Ваша дочка позже действительно прочитает Толстого, всему свое время. А с другой стороны, у всех свои предпочтения, и хорошо, что не нужно подстраиваться под других.
(no subject) - vera_every - Jun. 14th, 2015 09:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - annutta_12 - Jun. 14th, 2015 04:00 pm (UTC) - Expand
snow_alis
Jun. 15th, 2015 03:16 pm (UTC)
Я любила читать и этот список, всегда с нетерпением ждала, что же в нем будет)
А у детей список какой-то совсем уж маленький, белорусской литературы очень много, а русской и зарубежной совсем мало(
( 34 comments — Leave a comment )

Profile

Майское цветение
annutta_12
annutta_12

Latest Month

November 2020
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek