Вначале было увлечение сказками, немецким эпосом, волшебством сказаний. Посмотрите, правда, здесь есть некое сходство с Васнецовым и Билибиным (иллюстратором русских сказок)? Эту фреску я сняла сегодня в доме Фогелера.

На картинах Фогелера часто можно увидеть его дом. Здесь он жил вместе с женой и детьми в начале двадцатого века, в симпатичной деревушке недалеко от Бремена, выбранной им и его коллегами-художниками за особую живописность. В доме проводились изысканные вечера, велись интересные разговоры о красоте и смысле искусства, который в тот момент виделся в изяществе форм.

Дом сделали музеем в начале восьмидесятых двадцатого века и поддерживают его в неплохом состоянии. Насколько всё-таки картина более эмоционально насыщенна, чем эта фотография!

В то время Фогелер рисовал свою молодую жену. Это одна из самых известных его картин. Большинство из них находятся в частных собраниях. Посмотрите, какие тонкие берёзки, так напоминающие те самые, родные, и не поверить, что это север Германии. Это "Весна", 1897 год.

Я очень люблю вот эту его картину - "Мечты" (1912). Но она тоже в частной коллекции, поэтому можно увидеть только её репродукции или копии, как вот эта:

А потом была Первая Мировая, и Фогелер пошёл туда добровольцем, но к концу так разочаровался в целях той войны, что полностью поменял своё мировоззрение и вступил в коммунистическую партию. А когда он вернулся домой, его выбрали в местный городской совет рабочих и солдат.
В двадцатых годах он разводится с женой и в своём доме организует детский дом для детей погибших коммунистов. Стены расписывает фресками, которые очень не понравились пришедшему в тридцатые годы правительству Третьего Рейха. В 1932 году детский дом был закрыт, а фрески уничтожены. Но и сейчас видны их следы над камином:

В 1931 году Фогелер переезжает в Москву, куда следом за ним едет его вторая жена с маленьким сыном. В Москве художник охвачен работой, он много путешествует по Союзу и стиль его картин совершенно меняется, отражая изменившиеся взгляды. Вот "Рождение нового человека", в которое он искренне верит. По стилю напоминает немного Лентулова с его кубофутуризмом:

Работа забрасывает художника в Среднюю Азию, где он с энтузиамом пишет в картинах о новой нарождающейся жизни:

Мне кажется, Фогелер любил Москву, ибо посвятил ей несколько своих полотен.

Невозможно было и думать ему о возвращении в Германию, поскольку в своём творчестве выступал против Третьего Рейха, который изображал вот таким:

В конце тридцатых годов в Третьяковской Галерее была организована персональная выставка Фогелера. Впрочем, к этому времени ему пришлось поменять стиль на соцреализм. Но и там проявился его замечательный талант. Здесь вы видите "Лунную ночь в узбекской пустыне":

А вот одна из последних его картин - 1940 год.

Трагичен последний поворот в его судьбе, когда после начала войны он вместе с другими немцами, жившими и работавшими в Москве, был отправлен в товарном поезде в Казахстан. В пути он заболел воспалением лёгких и умер в возрасте 68 лет в больнице в захолустном селе Корнеевка.
В музее есть запись интервью с сыном художника - тем самым, который вместе с ним жил в Москве. В беседе в 2004 году сын объясняет трагичный конец своего отца сталинизмом и ничего плохого не говорит об СССР.
Вот вам судьба незаурядного человека. Идеалиста? Может быть, но безусловно, талантливого и умевшего мечты делать былью.
Вот как, оказывается, глубоки культурные связи Герминии с Россией.
Journal information