annutta_12 (annutta_12) wrote,
annutta_12
annutta_12

Category:

Искусство, связывающее Германию и Росиию

Сегодня были в доме-музее невероятно талантливого художника с удивительной судьбой. Генрих Фогелер (Heinrich Vogeler), родившийся на севере Германии, в своём творчестве прошёл путь от немецкого модернизма до советского соцреализма. Как так получилось? Совсем даже не случайно, а по убеждениям. И главное - добровольно. Меня восхищают те люди в искусстве, которые не застревают на удачно получающемся у них стиле, а пробуют  самое разное, хотя это связано с риском потерять лицо.

Вначале было увлечение сказками, немецким эпосом, волшебством сказаний. Посмотрите, правда, здесь есть некое сходство с Васнецовым и Билибиным (иллюстратором русских сказок)? Эту фреску я сняла сегодня в доме Фогелера.

8

На картинах Фогелера часто можно увидеть его дом. Здесь он жил вместе с женой и детьми в начале двадцатого века, в симпатичной деревушке недалеко от Бремена, выбранной  им и его коллегами-художниками за особую живописность.  В доме проводились изысканные вечера, велись интересные разговоры о красоте и смысле искусства, который в тот момент виделся в изяществе форм.


018 (3)

Дом сделали музеем в начале восьмидесятых двадцатого века и поддерживают его в неплохом состоянии. Насколько всё-таки картина более эмоционально насыщенна, чем эта фотография!

7

В то время Фогелер рисовал свою молодую жену. Это одна из самых известных его картин.  Большинство из них находятся в частных собраниях. Посмотрите, какие тонкие берёзки, так напоминающие те самые, родные, и не поверить, что это север Германии. Это "Весна", 1897 год.

018 (4)

Я очень люблю вот эту его картину - "Мечты" (1912). Но она тоже в частной коллекции, поэтому можно увидеть только её репродукции или копии, как вот эта:


А потом была Первая Мировая, и Фогелер пошёл туда добровольцем, но к концу так разочаровался в целях той войны, что полностью поменял своё мировоззрение и вступил в коммунистическую партию. А когда он вернулся домой, его выбрали в местный городской совет рабочих и солдат.
В двадцатых годах он разводится с женой и в своём доме организует детский дом для детей погибших коммунистов. Стены расписывает фресками, которые очень не понравились пришедшему в тридцатые годы правительству Третьего Рейха. В 1932 году детский дом был закрыт, а фрески уничтожены. Но и сейчас видны их следы над камином:

10

В 1931 году Фогелер переезжает в Москву, куда следом за ним едет его вторая жена с маленьким сыном. В Москве художник охвачен работой, он много путешествует по Союзу и стиль его картин совершенно меняется, отражая изменившиеся взгляды. Вот "Рождение нового человека", в которое он искренне верит. По стилю напоминает немного Лентулова с его кубофутуризмом:

018

Работа забрасывает художника в Среднюю Азию, где он с энтузиамом пишет в картинах о новой нарождающейся жизни:

018 (2)

Мне кажется, Фогелер любил Москву, ибо посвятил ей несколько своих полотен.

019
Невозможно было и думать ему о возвращении в Германию, поскольку в своём творчестве выступал против Третьего Рейха, который изображал вот таким:

021

В конце тридцатых годов в Третьяковской Галерее была организована персональная выставка Фогелера. Впрочем, к этому времени ему пришлось поменять стиль на соцреализм. Но и там проявился его замечательный талант. Здесь вы видите "Лунную ночь в узбекской пустыне":

020

А вот одна из последних его картин - 1940 год.

022

Трагичен последний поворот в его судьбе, когда после начала войны он вместе с другими немцами, жившими и работавшими в Москве, был отправлен в товарном поезде в Казахстан. В пути он заболел воспалением лёгких и умер в возрасте 68 лет в больнице в захолустном селе Корнеевка.

В музее есть запись интервью с сыном художника - тем самым, который вместе с ним жил в Москве. В беседе в 2004 году сын объясняет трагичный конец своего отца сталинизмом и ничего плохого не говорит об СССР.

Вот вам судьба незаурядного человека. Идеалиста? Может быть, но безусловно, талантливого и умевшего мечты делать былью.

Вот как, оказывается, глубоки культурные связи Герминии с Россией. 
Tags: Выставки, Германия, Живопись, Искусство, Музеи, Россия
Subscribe
promo annutta_12 august 11, 2019 08:00 49
Buy for 10 tokens
Наш внешний мир состоит из материальных вещей, сопровождающих нас какое-то количество лет и отживающих свой век. Как-то незаметно они исчезают из нашей жизни. Но есть те немногие, которые незаметно перекочёвывают из эпохи в эпоху. Таких вещей совсем немного, тем более в России, понесшей огромные…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments