annutta_12 (annutta_12) wrote,
annutta_12
annutta_12

Активная жизненная позиция?

Опять началась одна из самых интересных частей семестра - презентации студентов. Студентам-политологам я сказала выбрать тему самим, но попытаться соотнести её с личным опытом, и сегодня они порадовали меня своими рассказами. Многие после школы решили поехать в дальние страны, чтобы принести какую-то реальную пользу. Одна девушка пробыла год в Колумбии, добровольно (т.е. почти бесплатно) работая с местными проблемными семьями. А один молодой человек отработал год в Северной Ирландии в общине, специально организованной для людей с нарушением развития (аутизм, даун и т.п.). Оказывается, в соответствии с  философией немецкого антропософа Штайна, который создал Вальдорфские школы, были созданы центры для людей с нарушениями психического развития, где они могли бы трудиться и развлекаться. Жизнь молодого человека там сладкой не назовёшь - подъём в 6 утра и организация мероприятий, и каждодневное общение с этими людьми до 11. Надо сказать, что он это делал вместо армии, которая в Германии обязательна, но можно пройти альтернативную службу.  Всё равно это не просто. Молодец, молодёжь. Хотя я, как родительница, не была бы рада перспективе послать своё дитятко за тридевять земель. А ведь надо себя преодолевать.

А одна девушка из Гватемалы в другой группе по моей просьбе подготовила доклад о культурном шоке. Дело в том, что эти студенты по программе в соответствии с Болонским процессом обязаны проучиться семестр за рубежом, а потом ещё один семестр проработать в какой-нибудь другой стране, так что тема для них вполне актуальна.  Удивительно, что культурный шок - тема для научных изысканий, на эту тему написаны научные труды, и у культурного шока выделено четыре основных этапа -
медовый месяц,
отторжение,
привыкание,
ассимиляция.
Это действительно очень важно знать, когда приезжаешь жить в другую страну, и девушка, опираясь на свой опыт, сказала, что этого нельзя избежать. Я с ней совершенно согласна, вспоминая, как мучительно тяжело привыкала к Англии, уже немного легче к Германии - благодаря опыту культурного шока. И ещё и для студентов, и для меня была новой и интересной идея определить культурные особенности нации через её восприятие роли прошлого, настоящего и будущего. Для Гватемалы она нарисовала маленький круг -  это прошлое, и объяснила, что в прошлом большинство было неграмотным, для них оно неизвестно, начернтила огромный круг для настоящего - роль настоящего велика, люди живут настоящим, и поменьше - круг для будущего, о котором люди думают, но не так сильно, как о настоящем. Для сравнения, она дала схему Германи в её представлении. Самый маленький круг- для настоящего, побольше - для прошлого, и самый большой - для будущего, о котором, с её точки зрения немцы думают непрестанно - и о жизни будущих поколений (образование, топливо), и просто каждый день, планируя, что будут делать завтра, и через неделю, и через год. Интересно, как бы мы нарисовали такую схему для России? Я представляю, что самый большой круг - для прошлого, для настоящего - сильно меньше, и самый маленький - для будущего. Но это индивидуально. Простой, кажется, анализ, а заставляет задуматься. Возможно, здесь трудно обобщать, но интересно, насколько совпадёт то, что каждый думает.

Неожиданной была реакция студентов - несколько из них провели год за границей, один был в Бразилии, а другой в Израиле, но культурный шок, по их словам, испытали, только когда приехали назад - пришлось мучиться, привыкая к своей собственной стране. Становится понятным, что этим молодым немцам самим не нравится жить здесь. На вопрос "почему" внятно они ответить не могли, или побоялись задуматься глубоко.   Может быть, им не хватает остроты впечатлений. А может быть, потому что здесь высокий уровень индивидуализма - хотя у девушки в докладе по какой-то шкале из 100 самый высокий уровень индивидуализма в Америке, в Германии около 60, а в Гватемале - чуть не самый низкий - 6.  Я бы сказала, что не индивидуализм здесь важен, а холодность души. Или скорее неумение выразить душевность.  Но это сложный вопрос.
Tags: Мои студенты
Subscribe
promo annutta_12 august 11, 2019 08:00 49
Buy for 10 tokens
Наш внешний мир состоит из материальных вещей, сопровождающих нас какое-то количество лет и отживающих свой век. Как-то незаметно они исчезают из нашей жизни. Но есть те немногие, которые незаметно перекочёвывают из эпохи в эпоху. Таких вещей совсем немного, тем более в России, понесшей огромные…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments